А. Васнецов "Московский кремль при Иване III",1921 год
Аполлинарий Васнецов — известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX — первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Апполинарий Михайлович Васнецов в начале прошлого века был полностью захвачен актуальной на тот момент темой русской старины, в частности — бытом древней Москвы.
Он продолжил развивать историко-бытовой жанр в живописи, основателями которого стали художники-передвижники Василий Суриков и Виктор Васнецов — старший брат художника.
Апполинарий Васнецов изобразил на полотне знаменитый московский Кремль эпохи правления Ивана III (вторая половина XV в.), когда стены уже были обложены красным кирпичом.
В центре вознесся к небу обновленный Успенский собор, деревянных зданий уже практически не видно — на смену им пришли каменные постройки.
Картина создана в узнаваемой манере художника и позволяет зрителю с большой точностью увидеть детали быта древней Москвы.
История создания
Картина «Московский кремль при Иване III» датирована 1921 годом. Углубленно изучать историю столицы художник начал с 1891 г., когда иллюстрировал «Песню о купце Калашникове».
С тех пор интерес к изучаемой теме только рос, подкреплялся новыми знаниями, а образ Москвы нашел отражение во многих работах художника.
Известный факт: для работы над своими историческими полотнами, художник поднимался на воздушном шаре над городом, чтобы изучать его с высоты птичьего полета.
Начиная работу над картиной, Васнецов схематично изображал план местности в красно-черных цветах: красным цветом были отмечены постройки, которые дошли до его дней; черным — те архитектурные формы, которые приходилось реконструировать по информации из различных исторических источникв (летописей, исторических трудов, записок путешественников и т. п.)
Работа имеет небольшие размеры (4968,5 см), написана в особой технике с примением карандаша, угля, акварели. Жанр картины — исторический, художественное направление — реализм.
Картину «Московский Кремль при Иване III» вполне можно использовать в качестве исторической иллюстрации возведения кремлевских строений во время правления князя.
По приказу Ивана III, все белокаменные постройки времен Дмитрия Донского были разобраны, вместо них были возведены новые стены из красного кирпича.
На картине можно разглядеть, что Успенский собор уже построен, на Архангельском не хватает куполов, сторится Благовещенский собор. Внутри крепости уже стоят каменные палаты. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье проложен мост.
Сюжет картины прост, это обыденная бытовая сцена. На переднем плане изображены группки людей, занятых своими делами.
Васнецов писал в своих записках, что Москва того времени была большой деревней, но деревней трудовой. Но вовсе не горожане являются героями этюда. Величественный массив Кремля возносится ввысь над их головами. Стены, башни, купола, палаты занимают большую часть картины. Грозовое небо с темными тучами подчеркивает белизну и возвышенность соборов, мощь и неприступность древнего города.
Среди художественных приемов, использованных художником, следует особо отметить композицию (Кремль, возвышающийся над рекой и простыми людьми) и цвет (контрастные оттенки грозного неба и твердыни кремлевских стен и строений).
Ценность работ А.М.Васнецова не только в их достоверности, но и в особой атмосфере.
Они красивы, ими хочется любоваться, разглядывая каждую деталь. Сам художник говорил, что не просто пишет Москву, а осязает ее.
Апполинарий Михайлович Васнецов сыграл выдающуюся роль не просто в живописи, но в воссоздании образа древней Москвы.
Его полотно «Московский кремль при Иване III» — это работа не только талантливого творца (не получившего академического художественного образования!), но и вдумчивого, серьезного историка.