Очаровательная, трогательная картина А. К. Саврасова «Весенний день» написана в 1873 году, в то время, когда творческие способности автора достигли пика своего развития.
Поздние композиции мастера зачастую были мрачны как по содержанию, так и по цветовому решению. В противоположность им пейзажи 1870-х годов наполнены жизнерадостностью, светлой надеждой и чувством гармонии.
Весна, знаменующая собой переход между холодами и недолгим, но долгожданным теплом, была любимым временем года Алексея Кондратьевича, ведь это время пробуждения спящей природы и спящих надежд.
Четкость силуэтов, желтоватый колорит, напоминающий старую выцветшую фотографию, наводят на мысль о некотором сходстве с графикой.
Деревья, тянущиеся к небесам, выделяются среди белых снегов и небесной лазури. Есть ощущение, что эти деревья — главное на картине, а прочее — лишь дополнение к ним. Впрочем, на полотне присутствует все, что так любит изображать художник: вода с отраженными в ней небесами, изгородь, изба, лес вдали.
Впереди нет ничего, кроме огромной лужи: свободное пространство оставлено для того, чтобы зритель мог «войти» в картину.
На среднем плане видна группа голых деревьев, отделенная изгородью от воды, и дорожка, ведущая к человеческому жилью. Чуть дальше расположен лес. В правой части картины притаилось еще несколько деревьев, застигнутых приходящей весной врасплох. Над красотой знакомого пейзажа раскинулось нежно-голубое небо. Распахнутость, впечатляющая широта панорамы характерны для творчества Саврасова.
Он любил изображать весну еще и потому, что в это время года местность, не загроможденная бурной растительностью, как летом, но и не безжизненная, как зимой, хорошо просматривается. В каждой детали чувствуется любовь автора к родной природе.