Вячеслав Григорьевич Шварц — русский живописец. Обучался живописи в Императорской Академии художеств. Родился в Курске в 1838 году и там же умер (от болезни) в 1869 году. Прожил всего 30 лет, десять из которых посвятил живописи.
В.Г. Шварц первым из русских художников освободился от правил и догм академического классицизма, призывающих показывать идеализированную русскую историю. Отказавшись от канонов и вооружившись глубокими знаниями русского быта, художник показывал в своих работах своеобразие русского прошлого с достоверностью событий и точностью исторических деталей — это ценное в его картинах.
Когда художник поступил вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков», то увлекся лекциями профессора Николая Ивановича Костомарова, историка и этнографа, так как всегда чувствовал в себе интерес к истории.
Под влиянием полученных знаний Шварц стал писать картины на исторические темы, одной из которых стала вышеупомянутая картина, иллюстрирующая религиозную жизнь старинной Москвы во времена царя Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона.
Сюжет
Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле.
На осла обычно садился митрополит, позднее — патриарх, а под уздцы лошадь вел царь. За эту работу, за то что вел под уздцы «ослика», царь получал от патриарха денежное вознаграждение — 100 рублей.
Обычай шествия на осляти в Вербное воскресенье существовал в русских землях с середины 16 века до времени Петра I.
В Москве на «осле», ведомом государем, шествовал патриарх, а в других городах — на «осле» ехал епископ или архимандрит крупнейшего монастыря, ездовое животное под уздцы вел воевода.
С ослами на Руси была некоторая напряженность, поэтому под ослика маскировали низкорослую лошадь. На нее шили белую попону с длинными ушками. Избранного на такую почетную роль коня готовили задолго.
Подготовка лошади, играющей роль осла, заключалась в следующем.
Целый месяц до Вербного воскресенья ее держали на диете, чтобы сходство с ослом было большее.
А за три дня до крестного хода не кормили вообще, во избежание недоразумений во время хода.
Также в течение месяца лошадь водили по маршруту крестного хода, чтобы она привыкла и не пугалась.
Соборным уложением 1678 года шествия на осляти в городах были запрещены, и проводились только в Москве.
Описание
На полотне изображена процессия, шествующая с богослужения в Церкви «Вход Господень в Иерусалим» (одной из девяти церквей Покровского собора) к Спасским воротам Кремля (бывшие Фроловские).
Изображение условно делится на две части — справа пеший царь Алексей Михайлович с придворными боярами и челядью, слева Патриарх «верхом на осляти» с группой митрополитов и епископов.
Духовенство и Царя связывает тоненький красный шнур, идущий от узды импровизированного «осла» через центр картины к руке царя.
На царе Алексее Михайловиче шапка Мономаха, он в роскошном праздничном наряде, с золотым крестом на груди, под руки его поддерживают придворные, так называемые ближние бояре, а слуги и дети раскатывают перед ними ковровые дорожки.
В левой руке царя пальмовая ветвь, а в правой красный шнур от уздечки.
Ведя под уздцы лошадь, наряженную ослом, с восседающим на ней Патриархом в образе Господа Иисуса Христа, царь показывает народу пример своего смирения.
Патриарх изображен художником в парадном облачении, на его голове митра-корона с крестом и зубчатым венцом над нижним пояском.
В его левой руке Евангелие в золотом окладе с драгоценными каменьями, в правой руке золотой крест, которым Патриарх благословлял народ.
Торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы.
За эту картину Шварц был удостоен звания академика.