Это полотно было датировано самим автором в поздние годы его жизни, поэтому встречаются разные даты создания.
Как бы то ни было, картина была написана, куплена в 1888 году Павлом Третьяковым для своей галереи и экспонировалась в 1889—1890 годах на XVII выставке художников-передвижников.
Как и в большинстве других живописных работ художника, в этом полотне впечатляет грамотное построение композиции и удивительно реалистичное воспроизведение пейзажа.
Но это не механическое копирование реальности, не фотография — это качественное художественное произведение, выполненное с чувством и душой. Недаром картина произвела благоприятное впечатление на критиков и вызвала положительные отзывы.
На переднем плане полотна художник запечатлел хрупкие и тонкие русские березки с едва пробивающейся молодой зеленью. Они выглядят ажурными и очень легкими на фоне спокойной серовато-голубой воды, в которой отражается такое же блеклое небо.
Настоящего тепла еще нет, но солнышко успело растопить снег и лед. Природа почувствовала освобождение и изо всех сил стремится вырваться на волю. Это подчеркивается буйной зеленью, растущей у основания деревьев.
Такие же тонкие и хрупкие березки растут у самой кромки воды, под крутым обрывистым берегом. На другой стороне реки растут более крупные и старые деревья, еще совсем голые, зато обильно украшенные черными шапками вороньих гнезд.
А вокруг, куда не глянь, простирается зеленый лес — еще слабый, полупрозрачный, но уже стремящийся набрать полную силу после долгой холодной зимы.
Извивающаяся змеей река уходит вдаль, а потом теряется среди деревьев и их отражений в водах. Она придает полотну объемность и необходимую динамику, подчеркивает время года и тихую, ясную погоду.
В целом картина оставляет радостное ощущение свежести пробуждающейся природы.