Пейзажист И. Остроухов часто обращался к тематике межсезонья — переходного состояния природы — и стремился передать неуловимые изменения, происходящие с живым миром в этот период.
Его картина «Ранняя весна» не стала исключением. На ней он обратился к теме начала весны и постепенного «оживания» природы.
Большое значение для восприятия полотна имеют цветовые контрасты. На заднем плане темная полоса леса чередуется со снежным полем, берега уже оттаявшей реки контрастируют с чисто-белым снегом; на переднем — проталины с побуревшей жухлой травой ярким пятном выделяются на фоне снега.
Разновидность деревьев тоже выбрана не случайно: кора берез продолжает «дуальную» манеру изображения, играя контрастами темного и светлого.
Контраст придает картине живости, передает «оживание» и пробуждение природы от долгого зимнего сна, поэтому является неотъемлемой частью изобразительных приемов на полотне.
Настроение картины
Даже при беглом взгляде на картину можно ощутить ту легкость и воздушность, которая присуща только самой ранней весне. Подобный эффект достигается с помощью обилия светлых, нежных оттенков, которые используются, например, в изображении неба, все больше светлеющего по мере приближения к горизонту, или нетронутого снега.
Стоит обратить внимание и на тоненькую веточку с зеленеющими листьями, растущую из ствола березы, расположенной на левом краю полотна.
Мелкие детали помогают художнику передать ту изящность и неуловимость, с которой обычно меняются времена года, дать зрителю прочувствовать их прелесть.