Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для страны. В начале боевых действий немцы стремительно наступали, советские солдаты утрачивали веру в победу.
А к 1945 году государство понесло огромные человеческие потери, в демографии зияла огромная кровоточащая рана.
Именно поэтому в тот период были так важны произведения, поднимающие боевой дух народа, утверждающие русскую силу и непобедимость.
Полотно Александра Бубнова стало именно таким жизнеутверждающим напоминанием. В качестве основы для сюжета художник выбрал знаменитую Куликовскую битву.
На картине изображен эпизод из Куликовской битвы, которая состоялась в 1380 году между русскими и монголо-татарами. Русским войском управлял князь Дмитрий Донской.
Замысел «Утра на Куликовом поле» возник у Бубнова в 1938 году. Первоначально автор собирался рисовать картину на тему битвы на Чудском озере. Однако, собирая материал и погрузившись в историческую литературу, Бубнова решил написать картину именно о Куликовской битве.
На полотне изображен момент, когда доблестные воины замерли в ожидании боя. В воздухе сгустилось напряжение. Войско, ощерившееся мечами и пиками, смотрит в ту сторону, где расположилось татаро-монгольская армия.
Зрителю их не видно, потому что Бубнов решил сосредоточить все внимание на главных героях — русских воинах. В их взглядах нет страха или опасения, только непреложная уверенность в собственной правде, желание покарать захватчиков и нерушимая вера в победу.
Бубнов тщательно работал над эскизами картины, искал образы, долго и тщательно прорабатывал детали. В результате кропотливого труда Бубнову удалось создать исторически достоверную, правдивую картину.
В официальных источниках указывается, что Бубунов работал над картиной с 1943 по 1947 гг. Но по другим источникам Бубнов писал картину 2 года — с 1947 по 1949 гг.
За картину «Утро на Куликовом поле» в 1948 году Бубнов получил Государственную премию СССР.
Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар.
Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна.
Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины…
На спасение русской земли брошены все силы.
На втором плане изображен главный герой, предводитель Дмитрий Донской. Полководец сидит на белом коне, его брови сурово нахмурены, а мечом он указывает на врагов.
Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.
Глядя на эту мощную армию, ни у кого не возникает сомнений в будущей победе.
Вся композиция произведения словно выступает безмолвным предупреждением потенциальным врагам: кто нападет с мечом на нашу священную землю, погибнет от своего же меча.
А для соотечественников это еще одно напоминание о том, как важно сохранять боевой дух, веру в победу и неприкосновенное право защищать собственную родину.
Вся композиция выразительна и собрана.
Главный герой картины сам народ Руси.
Художник смог увидеть в воинах прошлого живых людей. Это ощущение он мастерски передает всем зрителям.
Большая часть первого плана картины занята не людьми, а травами, полем.
Это не только композиционный приём художника, это элемент глубоко содержательный: за Русскую землю и вышли сражаться герои картины. Без неё они ничто.
Вот она, та Русская земля, которая скрылась за холмом, когда войско князя Игоря («Слово о полку Игореве») выступило в поход. «О Русская земля, ты уже за шеломенем еси!»