Дорога из моего родного города до Областного центра весьма недурственно сделана: прямая — нету на ней очень крутых поворотов, и затяжных подъёмов, проходит через совсем малое количество населенных пунктов — что существенно влияет на качество езды и скоростной режим и, что уж совсем немаловажно — она двурядная.
Но…
Есть одно лишь — «Но!»
Через каждые три-четыре, много пять лет, дорога требует ремонта, и причем капитального. То есть — снимается старое, поврежденное дорожное покрытие и ложится новый асфальт.
В первые год-полтора, после ремонта радости водителей нету предела: невозможно нахвалиться на золотые руки дорожных рабочих, на слаженные действия дорожных служб, качество асфальтового покрытия, и на прочее, прочее, прочее…
Но потом, обычно это происходит после первой зимы, в покрытии начинают появляются небольшие выбоины, трещины, ямочки, которые весьма оперативно заделывают дорожные службы, заливая их, из такого чёрного шланга, битумом и засыпая меленькими камешками.
Это помогает не надолго: через некоторое время небольшие выбоины, трещины, ямочки, становятся все больше — соответственно битума и камушков тоже требуется всё большее и большее количество, доходя до того, что целые участки дороги, на всем их протяжении, приходится покрывать слоем битума и камешков. Камешки, имеют интересное свойство: резво вылетать из-под колес проезжающих мимо или обгоняющих автомобилей и, весело и забавно стучать по крыше или лобовому стеклу, чем вызывая нервную дрожь и массу крепких слов у водителей.
Однако, через пару-тройку месяцев, ямки опять вылезут наружу, принимая всё более устрашающий вид. Тогда производится — ямочный ремонт: страшная штука. Это когда ямка превращается в бугорок, бугор, гору; наезжая на который водитель, всем своим естеством, лично, ощущает ту боль подвески, что испытывает автомобиль.
Когда, уже даже и эта процедура перестает помогать, а ямы и выбоины разрастаются до размеров среднего Лунного кратера, глубиной напоминая овраги и балки, а дорога приобретает вид, как после встречи с весёлым Джимом Керри, в образе Маски из одноименного художественного фильма производства США, что гонялся с молотом по квартире за будильником; вот именно тогда, какое-то высокое руководство в дорожной службе принимает решение о необходимости капитального ремонта дороги. Сгоняется множество дорожной техники, как отечественной, так и забугорной; на автобусах привозят великое множество работяг с лопатами, ломами и прочим инструментом; натаскивают горы свежего асфальта. И начинается: снимается старое асфальтовое покрытие, суетятся рабочие и техника, орут, надрывая глотки бригадиры, приезжают высокие комиссии в лакированных туфельках и чистеньких, с иголочки костюмчиках, в общем полным ходом идет капитальный ремонт дороги.
Сама дорога перестает быть похожей на трассу для фигурного вождения, когда приходится каждые три-четыре метра совершать объезды неровностей, а становится больше похожа на стиральную доску, но водители не унывают — знают, что процесс пошёл, и через некоторое время, дорога вновь станет прямой и ровной, хоть на роликах разъезжай.
Через год-полтора все повторится вновь и вновь, но это будет уже совершенно другая история.
А пока…
На днях, мне пришлось совершить поездку по нашей областной дороге, находящейся именно в такой стадии — стадии капитального ремонта.
Остановились мы на заправке, чтобы пополнить запасы бензина, перекусить и ещё кое-для чего. Пока семейство выбирало, что покушать в кафешке при заправке, я, долив бензина в бак, решил перекурить. В виду того, что на заправочной станции курить категорически не рекомендуется (говорят вредно для здоровья), за её территорией, прямо возле проезжей части, было организовано место для курения, куда я и направился.
Предаваясь пагубной привычке, стоя у обочины, и рассматривая старое дорожное покрытие под снятым асфальтом, я заметил две интересные особенности, которые меня несколько удивили. Первое: щебенка, используемая в старом асфальтном покрытии была не обычного серого, а красного цвета.
«Гранит» — подумал я, и не ошибся, но об этом после.
И второе: разделительная полоса — это такая белая линия посередине дороги, иногда прерывистая, иногда сплошная, а иногда и двойная, привлекла мое внимание необычностью своего исполнения. Издали мне видно не было, но при всех своих стандартных размерах, краска, которой была нанесена полоса вызывала некоторые вопросы. И, чтобы удовлетворить своё любопытство, рискуя жизнью, я вышел на середину трассы и повнимательнее рассмотрел это диво. Оказалось, что полоса была выполнена из небольших, сантиметра три на три или чуть больше, осколков белого стекла — посуды: тарелок, чашек и прочего, вдавленных в асфальт дороги, строго по размерам линии.
Немало подивившись двум этим загадочным вещам, всю оставшуюся часть пути, я размышлял над этими странными явлениями.
Так и не найдя, для себя, какого-либо более-менее внятного объяснения, я решил воспользоваться подсказкой, как в известной телевикторине «Кто хочет стать миллионером» — «Звонок другу».
Друг мой, вот уже более четверти века, работал в одной дорожно-ремонтно-строительной организации, начинал от простого работяги, и обладал соответствующими знаниями. Мало того, его отец проработавший там же всю свою жизнь, так же мог дать дельную консультацию.
После разговора, с этими уважаемыми людьми, выяснился интересный факт: оказывается, до середины семидесятых годов, для нанесения дорожной разметки, в местах возможного движения пешеходов (заправки, перекрестки, населенные пункты лежащие на скоростных трассах), использовался бой стекло-отходов, что любезно предоставляла местная фарфоровая фабрика, в виду его повышенных светоотражающих способностей. И, примерно, где-то до этого-же времени в производстве асфальта использовалась щебенка из гранита красного цвета.
Вот так вот.
Двигаясь по дороге, по полосе со снятым новым асфальтом, по покрытию, которому полвека, а то и больше, я не заметил ни ям, ни выбоин, ни следов какого-либо ремонта, тем более ямочного. Асфальт, положенный еще во времена Генерального секретаря ЦК КППС Л.И. Брежнева, выглядел практически, как новый.
Возможно, я преувеличиваю, но поверьте — не на много.
Возможно, кто-то скажет, что в те времена количество автомобилей и грузопоток были намного меньше. Соглашусь. Но в тоже время отвечу, что при теперешнем грузопотоке и нагрузках на дорожное покрытие, люди из СССР, что-нибудь да придумали бы.
Возможно, кто-то скажет, что старое покрытие находится, как-бы в «законсервированном» состоянии под новым. Возможно. Но, на мой взгляд, на него, пусть в меньшей мере, но влияют: и нагрузка, и воздействие осадков, и грунтовые воды, и перепады температуры.
Да и не пятьдесят же лет!
Каким-то непостижимым образом, наши отцы и деды умели и делали всё более качественно, добросовестно и надёжно. Такие-же люди, как и мы: две руки, две ноги, одна голова.
Что пошло не так?
Как так вышло?
Где? На каком перекрестке, на какой дороге, мы свернули не туда?
Когда? И при каких обстоятельствах мы утратили тот секрет качества и надежности, что должен передаваться от отца к сыну?
Я не знаю!
У меня нет ответа.