На протяжении всей жизни у Грабаря-живописца все начиналось с энтузиазма, с неистового восхищения красотой.
Грабарь говорил, что работа над инеем будила его «живописныи задор»: «Немного на свете таких потрясающих по красочнои полифоничности моментов, как солнечныи день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».
В своих воспоминаниях он подробно описывает тот день, когда впервые открыл для себя живописность удивительного природного явления — инея:
Видел его, конечно и прежде, но не как художник, а как обыватель, теперь же я впился глазами в это необычайное, фантастическое зрелище, в эту сказку в действительности.
Первый этюд инея Игорь Грабарь написал зимой 1903 года, когда, посещая Виктора Борисова-Мусатова в Подольске, он открыл для себя этот мотив. По словам художника, работа над «инеем» будила его «живописный задор».
В картине «Роскошный иней» 1941 года Грабарь с виртуозным изяществом музыкальной прелюдии разыгрывает один из самых любимых своих мотивов начала 1900-х годов.
Открытое пространство первого плана и заснеженные дали разделены вереницей тонкоствольных берез, окутанных инеем.
В лучах вечернего солнца зимнее убранство деревьев сверкает подобно роскошным царским одеждам, изукрашенным драгоценными каменьями.
Художник гордился тем, что ему всегда удавалось передавать кристаллическую природу инея и меняющуюся окраску березовых крон, озаренных мягким рассеянным светом.
Мельчайшие частицы спускающегося из воздуха инея, освещенные лучами солнца, пронизывают своим отраженным светом все воздушное пространство, наполняя его радугой цветов. Отсюда эта цветистость мотива
Выбранному состоянию природы соответствуют легкость, точность живописной манеры и нежность тончайших оттенков цвета в небе, в мерцании снега, в таинственном струении длинных холодных теней, в хрустальных искрах инея, рассыпанных на тонких ажурных ветвях.