Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Константин Маковский - картина «Смерть Ивана Грозного»

В 80-е годы XIX века Константин Маковский создаёт картины на исторические сюжеты. Критики отмечают, что подобные сюжеты позволяют ему проявить такие стороны своего творчества, как декоративное мастерство, способность к созданию сложных композиций, детальность в воспроизведении элементов эпохи.
В картинах художника соединяются салонность исполнения и монументальность замысла.

За создание этой и еще двух картин на историческую тематику художник был удостоен золотой медали на парижской Всемирной выставке 1889 года.
К сожалению, судьба у этого полотна была печальной. Ее пытался купить для своей галереи Третьяков, но она ушла в частную коллекцию.
В 2014 году картину похитили, и до сих пор судьба ее остается неизвестной.

В основе сюжета картины рассказ свидетеля смерти царя — английского дипломата Джерома Горсея. Сэр Джером Горсей, управлявший конторой Московской компании, бывал в России между 1573 и 1591 годами, был доверенным лицом Бориса Годунова.
Подлинность его свидетельства вызывает сомнение, тем не менее, оно было популярно и использовалось художником в качестве канвы для его полотна.

На картине запечатлен момент смерти царя во время игры в шахматы. Он одет в халат, отороченный мехом, и в шапочку.

На полотне множество исторических персон, которые окружают умершего монарха. Картина является «мгновенным снимком» момента смерти Ивана IV.

С присущей его работам театральностью художник расставляет ключевые фигуры этого действа: в центре в большом кресле бессильно обмякшая фигура царя, вокруг него его родные и приближенные.

Справа лекарь достает свои снадобья в бесплодной попытке вернуть к жизни умирающего, с другой стороны к ногам царя припал придворный шут, испуганно взирающий на своего повелителя.
У изголовья склонилась последняя жена царя — Мария Нагая, мать царевича Дмитрия, впоследствии убитого в Угличе.

За спиной царицы молится Василий Шуйский. Крайняя справа фигура — это старенькая сгорбленная нянька царя, спешащая к нему, опираясь на деревянную клюку.

Слева от умирающего изображены другие исторические персонажи, которые в дальнейшем сыграют свою роль в истории России.

Крайний слева, поднявшийся во весь рост, повернувшись боком к зрителю — Борис Годунов. Привставший в своем кресле бородатый старец — Богдан Бельский. На фоне пышной кровати с балдахином изображена супружеская пара — царевич Федор с женой Ириной Годуновой, испуганно жмущейся к своему растерянному и смущенному мужу.

Кроме хорошо продуманной, хоть и немного театральной композиции в картине впечатляет отличная проработка деталей, даже самых мелких, а также великолепно выписанные эмоции и выражения лиц.

По оставшейся литографии трудно судить о цветовой гамме картины, но, зная остальные полотна мастера, можно спокойно утверждать, что она была красочной и многоцветной.
Очень жаль, что она пропала, остается только надеяться на счастливое возвращение украденного полотна.

Опубликовала    03 фев 2024
2 комментария

Похожие цитаты

Порой нам к счастью нужно сделать только шаг,
а мы идем к нему, увы, теряя годы.

Опубликовала  пиктограмма женщиныСветлана Власова  13 мар 2013

С годами мы становимся мудрее.
И смотрим с высоты минувших лет
На прошлое. И на душе теплеет,
Как будто от него исходит свет.
И кажется, что чувства не остыли…
И души рвутся от случайных фраз…
Как не хватает тех, кого любили,
Но ещё больше — всех, любивших нас…

© Copyright: Наталья Евстигнеева, 2007

Опубликовала  пиктограмма женщиныIrinaAleksss  15 мар 2013

Минуты ползут, часы идут, а годы летят.

Опубликовала  пиктограмма женщиныluchiya  21 ноя 2012

Вообще-то я молода! Просто уже очень долго…

© Полынь 4875
Опубликовала  пиктограмма женщины-Полынь-  27 фев 2014

Не грусти. Что поделаешь — годы берут свое.
Забирают с собой легкость жизни и свежесть лица.
И трусливая мысль, что придется пройти до конца,
В ожидании старости в уши поет и поет…

Не грусти. Не сдавайся вторженью нежданных слез.
У тебя впереди еще столько нечитанных строк!
А Господь больше милостив с нами, чем строг.
Жизнь в любое мгновение — все-таки дар, а не воз!

© Полынь 4875
Опубликовала  пиктограмма женщины-Полынь-  08 июл 2014