Никифор Крылов был первым учеником
А. Венецианова, известного русского художника, изображавшего крестьянскую жизнь, и тем, с кого началась Сафонковская школа.
Крылов оставил после себя очень мало картин, среди которых «Русская зима» особенно выделяется тем, что своим простым сюжетом смогла покорить много сердец.
На картине предстает реальное место, а не выдуманная художником локация.
Автор не пренебрегал советами А. Венецианова повиноваться натуре и только натуре. Из окон своей мастерской, построенной меценатами специально для рисования, он и наблюдал всю прелесть того, что перенес на полотно.
На переднем плане мы сразу обнаруживаем двух женщин, беседовавших друг с другом; молодую девушку, спускающуюся с ведрами к речке Тосне, берега которой поросли кустарниками; мужчину, который остановился вместе с конем, скорее всего, он водил животное на водопой.
Так как водопроводов не было, люди были вынуждены ходить на реку, чтобы выстирать свое белье или просто набрать воды для собственных нужд.
Природа играет в произведении не последнюю роль, она как бы находится в слиянии с человеком. На косогоре стоит пара деревьев, черные стволы которых четко вырисовываются на голубом зимнем небе.
На заднем плане мы видим замерзшую речку с дорожкой, которая проложена на льду. Там же идет человек с лошадью, тянущей повозку. Хвойный лес, виднеющийся за рекой, выстроился в длинный ряд. Простор за лесом может быть полем, а может быть замерзшим озером. Облака движутся неспешно, что добавляет картине спокойствия и умиротворенности.
Изображение одного из самых обычных и непримечательных зимних дней в деревне содержит преимущественно белый цвет, который желтеет под лучами солнечного света.
Игра теней на снежном покрывале подчеркивает ясную погоду и придает полотну реалистичности и натуралистичности.
Произведение получилось умиротворенным, и зимний пейзаж не может не радовать глаз. Художник стремился к изображению не только восхитительного ландшафта, но и самобытности русской личности.
Натурное наблюдение соединяется с лиричностью общей настроенности одушевляющего пейзажа. Деревенский быт давно остался в прошлом, но он оживает на полотне Крылова.
В картине воспевается любовь к родным просторам, ведь русский человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он находится в гармонии с природой.