Василий Перов известный художник реалистичного жанра, но в 70−80-х года 19-го века, он все чаще обращается к историческим и религиозным темам.
Как великолепно в своей простоте и глубине замысла его полотно о первых христианах в Киеве. У этих скитальцев нет еще своего пристанища и они собираются в скрытых пещерах, чтобы помолиться, познать, приобщиться и прийти к богу.
Композиция тщательно выверена автором. Сцена многофигурная, слева и справа коленопреклоненные люди. Но сразу бросается в глаза центральное светлое пятно, в котором выхвачена и освещена группа молящихся киевлян.
Их одухотворенные лица, икона и евангелие озарены не просто бликами от свечи, а божественным светом, одаряющим только тех, кто верит в Христа.
Лица же тех, кто только пришел в пещеру, темны, они в сумраке и их не коснулось еще озарение от молитв и благость Христа.
Эта картина, скорее, не передача реальных исторических событий, а их интерпретация и понимание самим художником Перовым.
Его основная мысль о том, что просветленным может быть только тот человек, который стремится к богу, выполняет его заповеди и, конечно же, трудится, чтобы обрести лучшую жизнь.
Об этом иносказательно говорят такие простые бытовые предметы, как лопата и ведро, изображенные автором в нижнем правом углу полотна.