Стоит произнести знаменитые строки М. Ю. Лермонтова Всем известного нам писателя: «На севере диком, стоит одна одинешенька…», и перед мысленным взором предстает образ сосны, так гениально написанный кисточками непревзойденного «лесного мастера красок» Иваном Шишкиным.
Стихотворение «Сосна» художник выбрал для иллюстрации полного собрания сочинений к 50-летию со дня гибели прекрасного русского поэта, не случайно.
У Шишкина в то время было похожее состояние одиночества. Он потерял жену, дочь переехала к мужу в Финляндию, в усадьбу Мери-Хови, затерявшуюся среди леденящих холодом безжизненных скал на берегу финского залива.
Душа полна обиды на судьбу, унесшую брата, сыновей жену…
Неуютно дома, словно певчей птичке, угодившей в западню.
А тут…"На севере диком…" - полнолуние, дерево, словно в ризе священника и одиночество…
Зимой 1890 — 1891 г. художник часто бывал у дочери, чтобы посмотреть пейзаж со снежными сугробами. Здесь же на мызе Шишкин пишет «Морозный день» и несколько других зимних этюдов.
Лермонтов гениально перевел стихотворение Гейне «Сосна» буквально за несколько часов до своего отъезда на Кавказ в 1841 г.
У Гейне неразделенной любви героя сочувствует природа. У Лермонтова образ одиночества намного эмоциональнее и проникновеннее.
Картина Шишкина точно доносит до нас те же чувства, но посредством живописи.
На скале, среди снежных просторов и темноты, возвышается сосна. Несмотря на сильные холода, пронизывающие ветра и снежные бури дерево растет там, где, кажется, жизнь невозможна. Вопреки всем ураганам, сосна не сгибается под ударами стихии и верится, что ничто не сможет ее свалить или обломать.
Сосна возвышается на неприступном утесе, подверженным всем ветрам, гордо и достойно. Это сильное дерево и тяжесть снега, смогла согнуть до самой земли лишь его нижние ветви. Снежный покров, укутавший сосну, похож на богато украшенную ризу священника, освещенную призрачным мистическим лунным светом.
Хотя самого ночного светила и нет на картине, но именно его свет падает на дерево и создает яркое освещение у его подножия. Вглядевшись, мы можем точно отметить, что на картине изображено полнолуние, иначе не было бы такого контраста между снегом и тенью от дерева. Лунный свет озаряет глубокое ущелье, темные дали, плывущие изумрудно-белесые облака, серебрит снег.
Живописец смог изобразить не просто белый снежный покров, а многочисленные его оттенки, в зависимости от освещения. А на верхушке дерева комья снега напоминают облака, плывущие немного выше, и возникает ощущение, что они ведут неспешную тихую беседу. Однако явственно ощущается безмолвие. И в этом безмолвии сосна грезит о далекой родственной душе.
У Шишкина немного зимних пейзажей и «На севере диком» — тем не менее это яркий и творческий образец отношения художника к северному краю, таящим свои не тронутые кистью мастера суровые красоты от всеобщего обозрения. На картине темень выглядит тяжелее света, сгущаясь, она оседает в глубокую пропасть между скалами. Лишь красавица сосна, в сверкающем кружевном наряде наяву грезит о радостном мире, но где возможно, кто-то также одинок, как и она.
Жизнь продолжается, и жить надо, даря окружающим свет и надежду. Вот она сосна совсем одинока, но красотой величава, могуча и верит, что дикая и холодная природа севера не в силах сломить ее.
Картина «На севере диком…», созданная великим русским художником Иваном Шишкиным в 1891 году входит в экспозицию Киевского государственного музея русского искусства.