Задавались ли вы вопросом "Во что верят буддисты"? Эта статья расскажет кратко, на чём стоит вера буддистов, как они смотрят на мир, кому поклоняются, как относятся к Богу и как стараются жить.
Буддизм считается самой древней мировой религией. При упоминании этого слова воображение уносит многих в красочный храм со вздёрнутой вверх крышей куда-нибудь в Азию: в Таиланд, Камбоджу, Китай, Монголию или Тибет.
Между тем он распространился далеко за пределы Востока: в Европу, Америку и даже в самые отдалённые уголки нашей планеты. Буддизм в России существует не только в республиках Бурятия, Калмыкия и Тува, но и в других городах России — там постепенно появляются буддийские центры.
Основы веры
Понятие «буддизм» появилось всего два века тому назад благодаря выходцам из Европы. Сами же приверженцы называют его «Дхармой» — учением или «Будхадхармой» — учением Будды.
Это название будет более точным, потому что буддизм скорее философия, культурная традиция, мировоззрение со своими правилами этики и морали, нежели религия.
Буддисты верят в слова своего Учителя Будды Шакьямуни о том, что вся жизнь — это страдания, а главная цель жизни — избавиться от них.
Мы приходим в этот мир, взрослеем, привязываемся к людям, вещам, достигаем материальных высот, болеем, умираем и всё это время страдаем.
Главная причина страданий лежит в нас самих, в привычках, неправильных ценностях, иллюзиях.
Освободиться можно, избавившись от них. Для этого нужно следовать определённым правилам, медитировать, созерцать внутренний дух, ограничиваться от чувственных наслаждений.
Любые догмы можно понять, только пропустив их через призму себя, собственного опыта — тогда возможно достижение нирваны.
Человек живёт в иллюзорном мире, не замечает окружающих его заблуждений, получает последствия действий в прошлом, умирает, а после смерти перерождается, снова страдает, пока не достигнет Просветления. Такое видение жизни тесно связано с определёнными понятиями:
• Карма — причинно-следственная связь любых событий: плохих или хороших. Всё, что происходит с нами сейчас — следствие действий прошлого, а каждый поступок, слово или даже мысль в настоящем станет причиной будущих событий.
Карма может работать вне пределов этой жизни и распространяться на последующие перерождения.
• Майя — отражение иллюзорности жизни, переменчивости мира, беспрерывной цепочки страданий.
Хорошей метафорой для майя может стать представление облаков, которые постепенно меняют свою форму, мозаику из пузырьков на воде, которая изменяет очертания.
• Сансара — череда перевоплощений, которая преследует всех людей. Буддисты верят в реинкарнацию — цикл перерождений.
Рождаясь всё в новых образах, человек не перестаёт страдать, чувствует кармические последствия прошлых жизней, живя в изменчивом мире с переходящими вещами, и так по кругу.
Разорвать колесо сансары — значит достичь нирваны.
Образ жизни буддиста
Буддист свято верит в догмы Учения, переданного Буддой. Он изучает священные писания, ведёт правильный образ жизни, медитирует и стремится к высшей цели — Пробуждению.
В этом ему помогают истины, предписанные заповеди, этапы восьмеричного пути.
Учение основывается на четырёх истинах, непреложных для любого приверженца буддизма.
1. Дукха — говорит о круговороте страдания. Вся человеческая жизнь пропитана страданием: рождение, взросление, проблемы, привязанности, страхи, чувство вины, болезни, смерть. Осознать свое «я» в гуще этого вихря — начальный этап познания истины.
2. Тришна — рассказывает о причинах дукхи. Желания и связанная с ними неудовлетворённость порождает страдание.
Получив одно, человек начинает желать большего. Все возрастающие аппетиты, воля к самой жизни — в этом вся причина.
3. Ниродха — ведает о завершении дукхи. Обрести свободу можно только отпустив ненужные привязанности, деструктивные эмоции, обнаружив в себе благочестие. Лучшая победа над страданием — прекратить борьбу с ним, избавиться от желаний, очиститься духовно.
4. Марга — говорит об истинном пути. Следуя тропой Будды, важно соблюдать Срединный путь — не ударяться из крайности в крайность, от полного пресыщения до абсолютного аскетизма. Самому Учителю нужна была одежда, пища, кров, поэтому истинному буддисту не следует изводить себя до изнеможения.
С маргой также связан так называемый Восьмеричный путь.
Согласно ему последователь буддийской философии соблюдает чистоту во всём:
• правильно видит мир;
• чист в мыслях и добр в намерениях;
• не позволяет плохих слов, пустых фраз;
• честен в поступках;
• ведёт праведный образ жизни;
• старается на пути к цели;
• контролирует мысли и чувства;
• учится сосредоточению, медитирует.
Настоящий буддист может с лёгкостью выиграть в игру «Я никогда не…», потому что он никогда:
• не убивает, не причиняет вред всему живому;
• не крадёт;
• не врёт;
• не прелюбодействует;
• не употребляет алкоголь или наркотики.
Настоящие приверженцы учения могут поразить высокой нравственностью, моральными устоями, которые подкрепляются непререкаемыми правилами жизни, силой воли, которая помогает им в медитациях, чтениях мантр.
Высшая цель — достижение нирваны, и они смело идут по пути к ней.
Отношение к Богу
Каждая религия предполагает веру в Бога: ислам — в Аллаха, христианство — в Святую троицу, индуизм — в Брахму, Шиву, Вишну и других богов. А буддизм — в Будду, скажете вы? Дело в том, что это не совсем так.
Будда — не бог, это обычный человек, родившийся в Индии и носивший имя Сиддхартхи Гаутамы.
Он, как и мы все, жил собственной жизнью: родился в семье царя, женился, родил сына, потом увидев боль и страдания мира, ушёл в леса на поиски истины, достиг Просветления, помогал людям пройти схожий путь, проповедуя учение, пока не достиг паринирваны.
Таким образом, Будда — не Всевышний, а великий Учитель.
Согласно буддийской философии мир появился сам по себе, без участия высших сил, божественных начал.
Человека спасёт не бог, а он сам, следуя предписанным правилам, успокаивая ум, медитируя и совершенствуясь.
Значит ли это, что в буддизме бога нет?
Да, значит. Правда, в этом утверждении есть одна оговорка.
В некоторых течениях философской мысли, особенно в Ваджраяне, Будду Шакьямуни стали обожествлять, совершать подношения, молиться.
Наряду с этим появился целый пантеон божеств, духов, будд, боддхисаттв, которым стали поклоняться в погоне за скорейшим Просветлением.
Причина тому — пережитки шаманизма, который оставил следы в поглотившем его буддистском учении.
Буддийские течения довольно сильно отличаются друг от друга. Одни включают в себя множество обрядов, и со стороны это кажется поклонением божеству, другие лаконичны и не признают никаких святых и авторитетов, кроме собственного сердца. Общебуддийские же писания на тему бога не говорят ничего.
Заключение
Буддистская вера, как и вера вообще, придаёт сил, воодушевляет, окрыляет, помогает встать на Истинный путь.
Мы были рады немного приоткрыть вам дверку в душу буддиста.
Пусть в вашей жизни будет свет и умиротворение!
21.03.2018. Автор: Natalya.