Зинаиде посчастливилось родиться в богемной семье. В клане Бенуа-Лансере почти каждый становился известным художником или архитектором. Художницей станет и младшая дочь Серебряковой. По её словам, никто из семьи не учится рисовать специально, просто получает в самом юном возрасте карандаши и делает первые пробы.
Пожалуй, никто другой из русских художников не мог бы именоваться певцом семейных ценностей с большим правом, чем Зинаида Серебрякова.
Дети — главные герои множества ее работ, а идиллические домашние интерьеры — важнейшие из декораций. Участь ее собственной семьи мало походила на идиллию.
На этой картине мы видим девочку в красивом карнавальном костюме, сидящую у наряженной ёлки. Портрет просто дышит праздником, весельем и предновогодним настроением. Однако на самом деле это был тяжёлый переломный период не только в жизни художницы, но и всей страны.
Картину написала Зинаида Серебрякова, которая очень любил воплощать на холсте своих детей.
Не стала исключением и её работа под названием «Катя в голубом у ёлки», где изображена младшая дочь художницы — Екатерина.
Яркая и позитивная картина создана в сложный послереволюционный период, когда в стране царила разруха, голод и нищета. Семья Серебряковых лишилась своего имения Нескучное, расположенного на границе бывших Курской и Харьковской губерний — в 1919 году оно было сожжено и разграблено.
В 1920 году от сыпного типа умер муж художницы Борис Серебряков. Она осталась одна с четырьмя детьми на руках. Весной 1921 года Зинаида с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» в Петербурге на улице Глинки, 15. Дом уплотнили и подселили туда жильцов, но, к счастью, это был не «пролетариат», а актёры театра МХАТ, который в тот момент стали основными героями картин Серебряковой.
Из-за тотального безденежья художница не могла больше писать маслом на холсте, поэтому часто использовала бумагу, уголь и карандаш, но постепенно перешла на пастель. Именно пастелью на бумаге написана её знаменитая картина «Катя в голубом у ёлки».
Шедевр создавался в доме знаменитого художника Александра Бенуа — дяди Зинаиды Серебряковой. Несмотря на тяжёлые времена, он старался провести достойный новогодний праздник для своих близких. Была наряжена ёлка, сшиты костюмы, подготовлены выступления с песнями и стихами.
Примечательно, что художница на этом же празднике написала портрет и второй своей дочери Татьяны (Таты), но он не стал таким популярным, как портрет Кати. Портрет Таты в настоящее время находится в коллекции Художественного музея города Днепр (так сейчас называется Днепропетровск). Этот рисунок тоже написан пастелью, свет ему вреден, поэтому экспонируется портрет нечасто и увидеть его воочию — большая редкость.
Спустя всего несколько лет после этого праздника сёстры расстанутся на долгие годы. Одна из них расстанется и с матерью. В 1924 году Зинаида Серебрякова вынуждена была уехать в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Её семья голодала и нужны были деньги. Назад вернутся она так и не смогла.
Двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу к матери. А вот Татьяна и Евгений остались в России. Лишь в 1960 году, в период хрущёвской оттепели, Татьяне, ставшая театральной художницей во МХАТе, удалось выехать в Париж и увидеться с матерью.
Но в 1922 году семья ещё не знает о предстоящей разлуке. Они встречают Новый год, радуются празднику и стараются не думать о тяготах, которые их окружают.