Шел 1946 год, — первый послевоенный год.
Он был одним из самых тяжелых для страны, восстанавливающей промышленность и сельское хозяйство. И в это непростое время художник пишет одно из самых лиричных картин, наполненную светом и тихой радостью.
Несмотря на простой сюжет и отсутствие ярких цветов полотно привлекает к себе взгляды зрителей. Спокойные серебристо-голубые, пепельно-серые тона и разнообразные оттенки белого цвета великолепно передают жемчужный свет зимнего утра, ощущение свежего воздуха и легкого мороза. Вертикальное расположение полотна создает ощущение простора.
Деревня принарядилась, укрывшись первым снежным нарядом. Кружась, пушистые хлопья медленно падают с неба, все вокруг белым-бело. Внимание сразу привлекает глухая стена небольшого деревянного домика. Рассохшиеся бревна со временем поменяли свой цвет, стали серовато-белесыми, только кое-где еще сохранились светло-коричневые пятна настоящего дерева. Щели между ними тщательно законопачены рыжеватой паклей.
Возле дома в маленьком палисаднике растет большая раскидистая береза. Ее тонкие ветви тихонько качаются на ветру, шоколадно-коричневые сережки негромко стучат по бревнам. Темные отметины на стволе дерева чернеют на фоне заснеженной деревни и хмурого неба. Рядом с березой торчат из сугроба высокие кусты с пожухлыми листочками. Покосившаяся ограда ждет хозяйских рук.
Первый снег преобразил все вокруг: украсил старенькую крышу, мягким покрывалом лег на мокрую землю. Большая лужа у палисадника ночью замерзла и снежок понемногу укрывает зеленовато-серый лед. Рядом важно прогуливается ворона.
На верхней ступеньке дома замерли дети, удивленные чудесной переменой облика деревни. Мальчик успел одеться на прогулку: на ногах великоватые для него разношенные серые валенки с блестящими галошами, теплое черное пальтишко на вырост, меховая шапка ушанка низко надвинута на лоб. Он немного растерян и молча рассматривает изменившуюся улицу. Вместе с ним, забыв прикрыть за собой дверь, из дома выскочила девочка постарше.
Наспех сунув ноги в черные валенки, она накинула на голову шерстяной светло-песочный платок с бахромой и застыла, придерживая его руками.
Светлое домашнее платье тихонько шевелится на ветру. Из-под густой темно-каштановой челки выглядывают озорные глаза, нежный румянец играет на щеках. Подняв лицо к небу и закусив нижнюю губу, она зачарованно смотрит на падающий снег. В глазах горит восхищение и ожидание чуда. Кажется, что девочка сейчас запрыгает от восторга и захлопает в ладоши. Мягкий рассеянный свет освещает все вокруг, почти не создавая теней на первом снежном покрове.
Художник совсем не использует в картине чистый белый цвет. Стремясь достичь эффекта сияния снега он создает огромное разнообразие полутонов, смешивая белую краску с перламутрово-голубыми и серебристыми оттенками.
На заднем плане полотна тяжелые свинцово-серые тучи низко висят над землей. Небольшие дома почти растворяются на фоне темного серо-синего неба. Только крыши, засыпанные свежевыпавшим снежком, бледно-голубыми пятнами привлекают внимание. Светлый пепельно-белый дым стелется вдоль бревен, прижимаясь к земле. На улице безлюдно, все дышит покоем.
Утреннюю тишину нарушает стрекотание белобокой сороки, весело прыгающей по ветвям березы, да негромкий голос мужчины, проезжающего по улице в санях.
Чарующая зимняя сказка, наполненная тихой радостью, счастьем и теплыми воспоминаниями. Эта картина по-прежнему широко известна, многие поколения школьников писали по ней сочинение.
Полотно по праву занимает достойное место в ряду шедевров советского искусства.