Ханука — это очень красивый праздник и связан он с вполне конкретными историческими событиями. Повествование о Хануке содержит четыре исторических наслоения, и каждое из них вызывает у определенного поколения евреев свои ассоциации. Это, прежде всего, история борьбы за свободу вероисповедания и за национальную независимость. С другой стороны, Ханука говорит нам о сопротивлении еврейского народа насильственной ассимиляции. Это также рассказ о борьбе против могущественного противника. И четвертое повествование — о чуде и чудесах. Праздник Ханука продолжается восемь дней. Он был установлен Иегудой Макаби и его братьями, чтобы отметить очищение и освящение Иерусалимского Храма, оскверненного греками и евреями, которые приняли на себя культуру и идеологию эллинов.
Рамбам так описывает эти события: «Во времена Второго Храма греческие цари начали гонения на евреев и их религию, не позволяли им изучать Тору и исполнять заповеди, наложили руку на их имущество и на их дочерей, ворвались в Храм, разрушили ограду вокруг него и осквернили святыни. Израиль находился тогда в великой беде и под жестоким притеснением — пока не смилостивился над евреями Б-г их отцов и спас их от руки греков, дав победу сынам Хашмонай, потомкам первосвященников, которые победили греков и освободили Израиль из-под их власти… Это произошло 25 кислева: вошли в Храм и не нашли масла ритуально чистого, кроме одного кувшинчика, в котором масла могло хватить лишь на один день. Но зажигали им Менору в Храме восемь дней — пока не приготовили новое чистое масло.
По этой причине мудрецы того поколения постановили, чтобы эти восемь дней были днями веселья и благодарения Всевышнему, когда зажигают светильники у входа в дом — каждую из этих восьми ночей — дабы всем стало известно о чуде».
Казалось бы, на этом рассказе Рамбама о празднике Ханука, можно было бы и закончить. Однако Ханука, которую многие вообще считают детским праздником, не так проста, как может показаться. И так как события, которые происходили в то время, удивительно актуальны, я остановлюсь на этом подробнее.
Немного истории
Началось все за двести лет до событий, описанных выше, когда Александр Македонский покорил эту часть полушария. Иудея вместе со своей столицей Иерусалимом стала частью его империи. После смерти Александра в 323 году до нашей эры его империя разделилась на три части, и Иудея оказалась под властью сирийских греков Селевкидов. До той поры, пока евреев не притесняли, пока им было разрешено сохранять самоуправление во многих сферах жизни, наблюдался процесс постепенной добровольной ассимиляции. Были те, кто откровенно приветствовал иноземный образ жизни. Это были, в основном, люди состоятельные, те, кто задавал тон и был близок к правящим кругам, в том числе и еврейская аристократия. Они были образованны на греческий манер, обожали греческую культуру и греческие нормы морали — одним словом, им импонировал греческий образ жизни и фактически это был отказ от еврейского образа жизни и еврейских традиций. Этих людей называли эллинистами. Однако эти евреи не составляли большинства. В период правления Антиоха Епифана все изменилось. Греки стали проводить политику насильственной религиозной ассимиляции. В святом Храме совершали языческие обряды, а евреям было запрещено совершать их собственные религиозные обряды, изучать Тору и соблюдать Шабат. Наиболее экстремистски настроенные эллинисты выразили полное согласие с этой политикой, но параллельно нарастала волна народного недовольства. Человеком, который возглавил народное сопротивление, был Матитьягу из рода Хасмонеев, первосвященник, житель селения Модиин. Он собрал вокруг себя пятерых своих сыновей и горстку отважных людей. Его лозунгом стали слова: «Кто за Господа — ко мне!» Им удалось воспитать целое поколение Макабим (Маккавеев), бесстрашно выходивших на бой с «супердержавой».
Маккаби (множественное число «Макабим») — это титул сражающихся за слово Божье, тех, кто написали на своем знамени: «Ми Камоха бэйлим Ад-най» («Кто подобен Тебе в силе, Господь»). Аббревиатура этих слов — Маккаби.
Матитьягу был уже не молод. Он умер вскоре после бегства из Модиина. И тогда его сын Иегуда возложил на себя планирование и руководство партизанской войной. Эта небольшая группа воинов оказала огромное влияние на все население страны, и к ней присоединилось большое количество людей. В результате трехлетней вооруженной войны еврейские отряды отбили Храмовую гору, провели очищение Храма и вновь разожгли огонь Меноры — большого золотого светильника — 25 числа месяца кислев в 165 году до нашей эры.
В чем современность праздника Ханука
Победа Маккавеев — одно из впечатляющих чудес в еврейской истории. Война с греками не была войной за власть или территории. Это была война за полную духовную свободу и независимость от чуждых влияний. В истории еврейского народа периодически возникали периоды, когда среди народа Израиля появлялся раскол, и этот раскол носил идеологический характер. Еврейский народ возник, как народ идеи единого Бога, и эта идея единобожия, как известно, впоследствии завоевала весь мир. То есть, еврейский образ жизни напрямую связан с заповедями Торы, и этих заповедей не десять, как в христианстве, а 613. Законы, которые были даны еврейскому народу на горе Синай, предполагают достаточно строгий образ жизни. Не всем евреям это нравится. Именно поэтому война, которая происходила в описываемый период, была не только между евреями и греками, но и между еврейским народом и эллинистами, которые предпочитали греческий образ жизни еврейскому. Это была война двух идеологий, двух разных мировоззрений. Да, в греческой культуре есть много привлекательного: до нашего времени дошли олимпийские игры и древнегреческая трагедия. Но религия древних греков превратилась просто в мифы древней Греции, которые читают в детстве. В то время, как еврейская религия не ушла в небытие, а осталась в своей божественной неприкосновенности. Но всегда среди евреев были богатые люди, которые жили в роскоши и которым очень нравился образ жизни греков и даже их культ человеческого тела, тогда как у евреев всегда на первом месте был дух, а не тело.
И сейчас, к сожалению, особенно в течении года, мы наблюдаем ту же картину в Израиле: все эти демонстрации за и против судебной реформы, на самом деле ослабили единство в народе настолько, что наши враги решились нас атаковать.
Мы не будем в нашей статье рассуждать на тему, кто прав и виноват — организаторы демонстраций против судебной реформы или же те, кто за проведение преобразований.
Всем нам ясно — сейчас не время распрям и спорам — мы должны выступить одним единым фронтом против наших врагов — как нам заповедано при вручении законов Торы — как один человек с одним сердцем.
И именно в этом у народа Израиля своя роль в этом мире, и эта Земля — не просто точка на карте. Это сердце мира — не случайно именно здесь возникли три мировые религии. И нужно помнить, что всегда, когда народ Израиля был объединен, он побеждал в любых войнах, но как только между евреями возникал раскол, так наступало изгнание евреев с земли, которая им была дарована Всевышним. Поэтому и началась эта война в Израиле, чтобы объединить народ против внешнего врага. И народ действительно объединился в едином порыве, показывая удивительные примеры героизма и преданности своей стране. Евреи должны всегда помнить основной закон Торы, который когда-то объединил их, как единый народ: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
И хочется верить, что Творец совершит очередное ханукальное чудо, объединит весь народ Израиля, и наши сердца наполнятся светом и любовью, покрывающими все прегрешения.