Мз цикла «Поэма семи сказок»
Второй блок. Работы 1917-1918 годов — «Баба-яга» и «Царевна-лягушка».
Картина «Царевна-лягушка» 1918 года является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», задуманного художником еще в 1901 году.
На рубеже XIX—XX вв. еков главным делом в творчестве Васнецова было оформление православных храмов.
Сказка будто бы отходит на второй план. Однако в последние годы жизни, тяжелое время для всей страны, он снова начинает активно трудиться в этом направлении, тем более что после революции 1917 года работа для церкви становится невозможной.
В «Царевне-лягушке», как и в прочих картинах данного цикла, нашли отражение практически все сферы обширных интересов художника: народные традиции, декоративно-прикладное искусство, театральная декорация, архитектура, церковные росписи, книжная иллюстрация.
Отсюда характерное для его живописи этого времени внимание к декоративным свойствам картины и главное отличие от работ более раннего периода, в которых художник шел от пейзажа и непосредственного наблюдения натуры.
Поворот от натурности к условной умозрительности имел свои причины и свою темную сторону.
Картина является иллюстрацией к тому моменту сказки, когда переставшая быть лягушкой прекрасная царевна танцует на празднике. Изображен именно тот момент, когда во время танцев из остатков еды и костей птицы в своих рукавах Царевна-Лягушка создала чудесное озеро и белоснежных лебедей на нем.
Композиция картины отличается оригинальностью и утонченной проработкой деталей. Образ Царевны-Лягушки подан особым образом — девушка изображена со спины, в причудливой позе во время танца. Ее очертания, а также положения музыкантов подчеркивают тот факт, что на картине изображено активное движение. На лицах музыкантов запечатлено восхищение красотой вчерашней лягушки, ее удивительным волшебством и грацией в танце.
Царевна одета в нарядное русское платье из богатого цветастого материала с очень длинными разрезными рукавами, под которым находится белоснежная рубашка с пышными рукавами.
Ее волосы по-девичьи заплетены в две длинные толстые русые косы и украшены эффектным головным убором — низким кокошником с россыпью разноцветных драгоценных камней.
В руках у царевны воздушный и легкий белый платок.
События на картине происходят в богато украшенных царских палатах с нарядно расписанными стенами и роскошным цветным ковром на полу.
Зрителям виден только угол накрытого стола, но можно предположить, что пир был великолепным. На заднем плане видна далекая русская деревенька, стоящая на берегу озера, с кружащимися в хороводе фигурками девушек в народных нарядах. По озеру плывут лебеди, еще несколько птиц устремились к воде с неба.
От картины веет праздничной, волшебной атмосферой, она поражает своей красочностью и нарядностью. Утонченность деталей и элегантная прорисовка образов подчеркивает красоты сказки и древних русских обычаев.
Празднично светлым и общедоступным декоративно лубочным строем «Царевны-лягушки» Васнецов словно взывает к ожесточившейся реальности и к народу, в который он всегда верил.