Из цикла «Поэма семи сказок»
Второй блок.
Работы 1917-1918 годов — «Баба-яга» и «Царевна-лягушка».
Виктор Васнецов (1848—1926), монархист и черносотенец по убеждениям. Своё политическое кредо Виктор Михайлович выражал так: «Я, как был, так и доселе остаюсь убеждённым монархистом на исконных русских началах, т. е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que».
В 1917 году он создал полотно — в своём обычном сказочном стиле — в котором угадывается пародия на революцию.
Одетая в алый, цветов революционного флага, сарафан злая ведьма в ступе уносит похищенную ей жертву — мальчика в белоснежной одежде.
На картине печальный исход предрешен.
Злобная старуха летит в ступе с добычей.
Ей удалось украсть ребенка, она торжествующе скалится, обнажив клыки.
Ребенок символично одет в белое, он смирился со своей участью и даже не пытается сопротивляться. Рот открыт в беззвучном крике, но на спасение он уже не надеется. Об этом говорит его безвольно повисшее в руках ведьмы тельце.
Насколько можно догадаться, ребёнок символизирует собой русский народ.
Но есть ещё одна интересная сторона этого произведения- в ней прочитывается пародия не только на русскую революцию, но и на картину Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» (1830).
Совпадения, которые сразу бросаются в глаза: обнажённая шея, плечи, руки Бабы Яги, развевающиеся волосы и юбка…
Босая нога ведьмы с уродливыми кривыми ногтями тоже заставляет вспомнить Свободу французского художника, у которой видна одна босая нога (вторая нога Бабы Яги обута, так что эта деталь довольно характерная).
Обеих женщин окружают их «боевые соратники»: у Бабы Яги это сова — птица мрака и ночи, сорока и ворона, а также клубящиеся на земле под летящей ступой змеи (очевидно, гадюки).
На картине Делакруа под ногами Свободы лежат мёртвые тела погибших повстанцев, у Васнецова тоже внизу валяется чей-то обглоданный скелет.
Хотя Баба Яга держит палку своей метлы ниже градусом, чем Свобода древко, но пародия вышла довольно злая.
В лесу бушует ураган, кажется, что деревья пытаются остановить воплощение зла.
Но Яге все нипочем, она не отпустит драгоценную добычу. За ее спиной видно зарево пожара, а рядом летит зловещий филин как символ молчаливого одобрения поступков хозяйки.
Ведьма отталкивается помелом, торопясь в свой приют зла через болотный туман. Кажется, что все доброе и светлое на пути Бабы Яги было сметено этим помелом, остался только хаос и полная разруха.
Картина пронизана торжеством зла без надежды на спасение. Вглядываясь в гениальное творение Васнецова, поневоле слышишь уханье филина, торжествующий вопль Яги, тихий стон испуганного невинного ребенка, завывание ветра, крик спугнутых птиц.
В творчестве Виктора Михайловича Васнецова, связанном со сказками, сюжеты добрые и светлые, с неизменной победой добра над злом. Даже в печальной «Аленушке» чувствуется только тихая грусть.
Поэтому мрачный сюжет картины натолкнул знатоков творчества художника на проведение аналогии с революцией 1917 года. Недаром у Бабы Яги красная юбка, цвет революционного кумача
Зарево и ураган символизируют революционный пожар и разрушение империи, а украденный ребенок обозначает человеческие жертвы.
Сам Васнецов картину не комментировал, поэтому данная трактовка только одна из версий.