Из цикла «Поэма семи сказок»
Первый блок: работы середины — второй половины 1910-х годов — «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна» и «Кощей Бессмертный».
С 1900 года и до конца своей жизни (до 1926 года), а особенно интенсивно, начиная с 1917 года, Васнецов писал цикл из семи сказочных картин, своего рода апофеоз своих творческих и идейных воззрений.
В основе сюжета картины «Спящая царевна» лежит весьма распространённый в европейской литературе сюжет о спящей красавице, широко известный в эпоху Средневековья и Новое время. Наиболее известные варианты сказки принадлежат европейским сказочникам Шарлю Перро и братьям Гримм, однако источником вдохновения для Васнецова всё же стал поэтический вариант В.А. Жуковского.
Первые эскизы к картине Васнецов выполнил уже в первой половине 1880-х годов, однако реализовать замысел он не спешил.
В 1901 году Виктор Михайлович задумал живописный цикл «Поэма семи сказок», в который помимо «Спящей царевны» вошли и другие сказочные картины: «Царевна-Несмеяна» (1916), «Царевна-лягушка» (1918), «Баба-Яга» (1917), «Кащей Бессмертный» (19171919), «Сивка-Бурка» (начало 1920-х) и «Ковёр-самолет» (1920- 1925).
Яркая, подчеркнуто декоративная картина демонстрирует царскую открытую беседку, погруженную в колдовской сон.
Богатая орнаментика росписи, колонны, отделка внутренней части покоев не позволяет усомниться в том, что хоромы принадлежат именно государю.
Вокруг прекрасной царевны, замершей в неловкой позе на кровати, суетилось множество слуг, но и они под действием чар свалились кто на пол, кто на скамью. Самая юная прислужница спит на гигантском издании «Голубиной книги», что придает картине символический смысл.
По сюжету сказки известно, что главная героиня в этот момент готовилась к бракосочетанию, поэтому можно видеть и нанятого для увеселения гусляра, и шута, и дрессировщика с ручным медведем, но все эти гости погружены в забытье.
Из окон покоев видно, что даже природа застыла в безветрии. Могучие дубы и деревья, вплотную стоящие у беседки, охраняют зачарованный царский двор, но скоро наступит осень, и не замерзнут ли спящие на открытом воздухе?
Эта волшебная картина хранится в московском Доме-музее В. М. Васнецова, как и многие другие работы художника.
Полотна «Поэмы семи сказок» при жизни Васнецова так и не были показаны широкой публике.
После смерти Виктора Михайловича в 1926 году, в доме была устроена «Посмертная выставка картин и рисунков В.М. Васнецова» (19271933), на которой впервые перед зрителем предстала «Спящая царевна».
Современники посчитали её одним из лучших произведений Виктора Михайловича. «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умён художник», — писал о ней М.В. Нестеров.