Не только творчество, но и вся жизнь этого художника эксцентрична и таинственна: непредсказуемые поступки, безответная любовь, психическое расстройство, страх, внутренние демоны, критика, ненависть — это лишь небольшой список того, что пережил художник на пути к всеобщему признанию.
В 24 года Врубель окончил университет и поступил вольнослушателем в петербургскую Академию художеств.
Набравшись опыта в Академии, но не закончив обучение, в 1883 году Врубель по приглашению известного археолога Адриана Прахова отправился работать в Киев.
В Киеве художник задержался на пять лет: занимался реставрационными работами в Кирилловской церкви и Софийском соборе, вел бурную светскую жизнь, пережил сильную влюбленность к жене своего работодателя, а затем и творческий кризис.
На фоне неразделенной любви художник ушел в себя, начал наносить себе физические увечья и страдать депрессией. Именно в этот период Врубель начал одну из первых работ, изображавшую фигуру демона.
Отец Врубеля, который приехал навестить сына, увидел незаконченную картину и назвал демона, сидящего на фоне гор, «злым и отталкивающим». Врубель не стал продолжать работу над картиной и вскоре после отъезда отца, утомившись от душевных терзаний и творческого застоя, решил вернуться в Москву.
Именно в «московский период» Врубелю представилась возможность в полной мере реализовать своих демонов, которые впоследствии стали основной темой его творчества и принесли ему известность.
Началось все с того, что в 1890-м году художнику предложили сделать иллюстрации к юбилейному двухтомнику М. Лермонтова. Несмотря на то, что над книгой работали и другие иллюстраторы, именно черно-белые зарисовки неизвестного тогда Михаила Врубеля вызвали бурную реакцию общественности и критиков. Некоторые называли его иллюстрации грубыми и уродливыми, другие обвиняли в карикатурности, третьи находили демона просто нелепым.
Но мнение критиков не остановило Врубеля, почти параллельно с иллюстрацией поэм Лермонтова он начал работу над картиной «Демон сидящий».
На картине мы видим вовсе не демона, а чувственную и сильную фигуру юноши.
Печальный взгляд направлен вдаль, сцепленные пальцы рук и поникшая голова выдают отчаяние и тоску, печальные глаза и взгляд, устремленный куда-то вдаль, указывают на человеческую сущность. Кажется, что демон Врубеля познал простые радости человеческой жизни и не находит себе места. Он потерял покой и начал скитаться в поиске ответов, в поиске освобождения.
Врубель тщательно работал над фигурой демона, постоянно стирал одни краски и накладывал другие, поправляя позу, выражение лица и детали. Так же скрупулезно художник прорабатывал задний план.
Он собирал фотографии горных пейзажей, изучал каждую и пытался найти самый подходящий фон для мрачной фигуры сидящего демона.
За спиной демона можно увидеть необычные цветы — они напоминают кристаллы разных оттенков и словно превращают картину в один большой драгоценный камень.
Эту технику «кристаллической» живописи Врубель перенял у своего учителя в Академии художеств
П. Чистякова: краска наносилась мастихином (прим. металлическая лопатка для удаления лишней краски) плоскими, широкими и короткими мазками, создавая эффект мозаики.
В образ демона-юноши автор вкладывал не зло и порочность, а тоску, страдание и даже трогательные женские черты.
Об этом он также рассказывал в письме: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый. Весь его облик наполнен силой: мускулистое тело, крупные черты лица и волевой подбородок, мощная шея контрастируют с огромными печальными глазами и по-женски чувственным ртом».
В результате получилась работа, которая поражает своей глубиной и загадочностью.
Люди, которые впервые знакомятся с «Демоном сидящим» и не знают, что перед ними изображение злого по своей сути персонажа, даже испытывают к нему симпатию.
А прочитав название на табличке, искренне удивляются и начинают искать отталкивающие черты. Это значит, что М.А. Врубель смог наделить своего героя качествами такими противоречащими и сложными, что они ставят нас перед выбором — сострадание или презрение, любовь или ненависть.
Но так или иначе, нам передаются сомнения и душевные терзания «демона», ровно как и его тоска по миру, где он не смог найти себе место.