Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

«НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ» (Мф.7:1)

Сокращённый вариант оригинального текста

1

Вынесенная в заголовок фраза из Евангелия от Матфея была произнесена Иисусом во время Нагорной проповеди — в диалоге Бога с человеком. Следовательно, в ней заключено нечто исключительно важное для каждого из нас.

Эта же фраза воспроизводится евангелистом Лукой (6:37), но несколько иначе: «Не судите и не будете судимы».

Если у Матфея здесь соединены причина («не судите») и цель («да не судимы будете») — так как частицу «да» можно истолковать как «пусть» и как «чтобы» — то у Луки причина («не судите») через союз «и» связана со следствием («и не будете судимы»).

Итак, «не судите, да не судимы будете». Не судите, чтобы не быть судимыми? Не судите, даже если будете видеть зло? Но разве это не означает попустительства злу, молчаливого соучастия в нём?
Не судите других ради того, чтобы самим не оказаться судимыми?

О чём же здесь всё-таки сказано?

Начнём с того, что глагол «судить» имеет двойное значение: судить о чём-то и судить кого-то. В первом случае «судить» — это рассуждать, иметь мнение, во втором — осуждать, быть кому-то судьёй.

На каком же из этих двух значений сделан запретительный акцент в Новом Завете? Безусловно, на втором, поскольку, если допустить, что на первом, то запрет судить походил бы на способ затыкания рта: не рассуждайте! Может ли такое исходить со страниц Нового Завета? Разумеется, нет.

Тогда «не судите» означает — не будьте другим судьями. Почему же нам нельзя быть другим судьями?

В Библии не раз говорится о моральном праве человека судить других.

2

В послании апостола Павла к Ефесянам сказано: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11).

«Не судите», но, тем не менее, — «обличайте»? Нет ли здесь противоречия? Как это совместить?

Противоречия здесь нет, потому что обличать может лишь тот, кто сам не участвует в бесплодных делах тьмы. Не участвуйте, потому и обличайте. Сначала не участвуете и лишь потом обличайте.

Что же обличать? Обличать тьму, в бесплодных делах которой не участвуете. Это означает, что для обличения требуется моральное право.
Критерий морального права — твоя собственная чистота и неучастие во зле. Но прежде загляни внутрь самого себя, туда, где должна помещаться совесть: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23).

В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как к Иисусу привели однажды женщину, уличённую в прелюбодеянии и приговорённую к убиванию камнями.

Её привели к Нему вовсе не ради искания Истины, а чтобы уличить и обвинить Его, ведь в любом случае Он должен был неизбежно что-то нарушить: либо закон предков, если Он попытается блудницу оправдать, либо новый, Им Самим провозглашаемый закон милосердия, если решит блудницу осудить.

Иисус отвечал им так: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Ин. 8:7). Вот он кодекс морального права. Бросить камень никто не решился; один за другим все стали уходить, как сказано «будучи обличаемы совестью».

Не видя никого, кроме женщины, Иисус сказал: «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? … и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Вряд ли теперь такое могло случиться. Нашлись бы те, кто, заглушив в себе безмолвствующую совесть, камни бросили бы.

Моральное право — не что иное, как залог столь необходимого нам духовного здоровья. В этом смысле мы сами творцы самих себя.

В случае «не судите» сказано только о том, что не надо делать. А что надо?

Во Втором послании апостола Петра говорится о беззаконниках: «они, как бессловесные животные, водимые природою, рождённые на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают…» (2Пет. 2:12).

Злословить в этом контексте то же, что и судить. Следовательно, не судите, не понимая. Прежде, чем судить, старайтесь понять сказанное. Ведь оно не только про тех, других, но и про нас самих тоже. Поймёте, тогда и судить не захочется.

Так что цель духовных усилий каждого человека не столько в том, чтобы не быть судимым, а чтобы стать тем, кого не за что судить, чтобы не было необходимости в суде над ним.

Мы сами, наша внутренняя чистота и наше внутреннее совершенство — вот наша цель.

«Не судите» ещё и потому, что мир, в котором мы теперь живём, тяжело болен, как и тогда, когда было сказано о том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12, Мк. 2:17, Лк. 5:31).

И больным нужен не судья, а врач…
Возможно, что именно это, сказанное почти 2 тысячи лет назад, сегодня наиболее актуально. Врачевать надо самим фактом своего присутствия на этой земле и личным примером.

Но ведь сказано ещё, что «каким судом судите, таким будете судимы»
(Мф. 7:2). Значит, возможность суда и права на него всё-таки не отрицаются абсолютно, вне зависимости от того, как судить.

И Сам Христос и апостолы не боялись осуждать людей, противившихся Евангельской истине, судили и осуждали грешников и прибегали иногда к решительным мерам для обуздания зла.

Иоанн Златоуст говорил, что «Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами, будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки».

Так что слова Господа «Не судите, да не судимы будете» вовсе не исключают всякого рода осуждения ближнего, а исключают возможность осуждать другого тому, кто сам грешит, не думая о собственном исправлении.

К явному злу и греху нельзя относиться равнодушно, мириться с ним под предлогом неосуждения. «Согрешающих обличай перед всеми, чтоб и прочие страх имели"(1Тим 5:20).

Мы живём в плену у собственных представлений о самих себе. Неумеющий заглядывать в собственное сердце не подозревает о том, что он сам и есть источник всех своих несчастий.

Человек оказывается судьёй всем, кроме себя, а хуление и есть оборотная сторона самообольщения.

Судить себя — это не перекладывать своей вины на чужие плечи, а уметь самим отвечать за всё происходящее вокруг. Стать зрячим в отношении самого себя — одна из главных мыслей Библии. «Кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:23).

О том, что человеку делать не надо и что делать надо, говорится и в книгах Ветхого Завета. У пророка Исаии читаем: «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды» (Ис.1:1617).

Секрет, очевидно, в том, что научиться делать добро можно лишь перестав делать зло.

То, как мы относимся к другим, в конце концов, обернётся на нашу голову. «Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

Бог наградил человека смертным телом, бессмертной Душой и свободой воли. Поэтому человек сам определяет, как ему поступить и сам несёт ответственность перед Богом за содеянное.

Всё происходящее в нашем мире не только запечатлевается в Душе, но из неё и исходит.

Судить себя и означает понимать это, понимать главенство Души над всем и её ответственность над всем. Судить себя так строго, чтобы Богу уже не за что было бы нас судить.

© Copyright: Нинэль Крымова, 2021 Свидетельство о публикации №221021101367

Опубликовала    21 ноя 2023
8 комментариев
  • Аватар Ном Дар
    1 год назад
    ..на самом деле всё просто, если не вырывать из контекста.. "....ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить"...
    ..не судить \в любом смысле этого слова\ и не мерить -- в этой жизни -- нет никакой на то возможности.... это просто жизненная аксиома... говоря о чём-то "плохо" или "хорошо", оценивая, каждый уже судит... и "плохо" -- это само по себе осуждение...
  • Аватар Ном Дар
    Ном Дар
    1 год назад
    ..то есть не важно то, что судите, а как вы это делаете...
    ..так называемое "золотое правило", которое старо, как сам мир... "поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой"... вот и всё... )
  • Аватар OnMyOwn777
    Ном Дар
    1 год назад
    Про "Золотое Правило" у меня даже Публикация есть, между прочим. :-)

    #1592907
  • Аватар OnMyOwn777
    Ном Дар
    1 год назад
    Совершенно верно, Ном.
    Любое мнение человека, так или иначе, оно оценочно, следовательно уже имеет место быть (о)суждение.
    Смысл не в том, что принципиально нельзя никого судить/осуждать, но в том, что делать это нужно всегда по совести и справедливости.
  • Аватар Ном Дар
    OnMyOwn777
    1 год назад
    ..именно так, Мэгги..

    благодарю за созвучие)
  • Аватар Ном Дар
    1 год назад
    ..иллюстрация классная.... сказанное на ней суть сама мудрость во взаимоотношениях человека с окружающим его миром.. ..спокойствие и мужество два её \мудрости\ неизменных спутника)
    .."в спокойствии сила мудрых" да и "мужество родится из чистого сердца")

Похожие цитаты

И не забрать ТУДА ни трон, ни злато…
Перед Всевышним будешь гол как перст,
там только души меряют в каратах
и нет в раю том предоплаты мест…

Там не купить ни за какие блага
извечное молчание грехов…
Ни рейтинги, ни власть, ни слава
не тронут справедливость облаков…

© Факелочек

Опубликовала  пиктограмма женщиныФакелочек  19 июн 2012

За тобой всегда следят трое: сверху — Бог, внутри — совесть, снаружи — люди…

Опубликовала  пиктограмма женщиныДоЗа СчАсТьЯ  09 окт 2012

Господь слышит даже случайную молитву, потому что Он знает: ничего случайного из человеческой души не исходит

Юлия Вознесенская трудница при Леснинской Свято-Богородицкой женской обители, Франция. Православный прозаик.

Опубликовала  пиктограмма женщиныMarol  14 июн 2013