Как русский художник Фёдор Степанович Рокотов в картине «Коронационный портрет Екатерины II» смог гармонично передать через века её характер и политическое величие?
Ведь за весь период правления, Софью Августу Фредерику писали многие российские и заморские художники.
Некоторые работы не понравились самой Екатерине, и были просто спрятаны.
Но вот Фёдор Рокотов сразу пришёлся «по сердцу» императрице, и она его даже стала называть своим человеком. Государыня обожала этот портрет.
Он настолько воодушевил её в начале правления, что она безусловно, верила в величество на картине.
Этот портрет, написанный Рокотовым в Петергофе в 1763-м году в честь коронации Екатерины II, стал эталоном изображением императрицы.
Чеканный профиль, как на монетах великих империй, и выработанная годами упражнений и беспощадного корсета осанка настолько впечатлили новоиспечённую российскую государыню, что она повелевает и впредь изображать себя, ориентируясь на рокотовский оригинал.
Рокотов умел в своих работах подавать торжественность Романовых. Не прошло и нескольких лет после смерти Елизаветы Петровны и безрассудного супруга Петра III, а чувствительный художник сумел запечатлеть внутренний мир долгих ожиданий Екатерины. 1763 год это только начало Золотой эпохи XVIII века. Нет ещё побед в войнах с Турцией и раздела Польши. Фёдор отличился и в этот раз своим тонким умением проникать глубоко в душу, а потом переложить это на холст.
Конечно, Рокотов соблюдал принципы изображения царей, которые были придуманы ещё в Древнем Риме.
Но, ведь он был приглашён для создания картины сразу после коронации и первым показал в работе недосягаемость императрицы, её главное положение среди окружающих.
Помимо этого, взгляд Екатерины на картине устремлён куда-то вперёд, в будущее, которое не известно остальным. Не выпуская из руки скипетр, императрица, весьма вероятно обращается к подданным.
Коронационный портрет вышел удачным и даже единственным в своём роде. Рокотов выбрал редкий для XVIII века тип — профильный, построив композицию вокруг полуразвернутой сидящей фигуры Екатерины.
Её дикое врожденное властолюбие, стоившее жизни Петру III, выглядит у Рокотова облагороженным и в определенной степени прекрасным.
Полотно впечатляет не только своей композицией, но и обилием сложных деталей. Для парадного одеяния императрицы использовались самые дорогие материалы — парча, тафта, шелк, муар, органза и кружево, золотое шитье — изображать которые чрезвычайно трудно.
Художник мастерски справился с поставленной перед ним задачей. Он в подробностях выписал каждый элемент одежды и украшений, сумев объединить их цветом и светом так, что возникает ощущение целостности и гармонии на самом высоком уровне.
Цветовая гамма парадного портрета радует своей свежестью и нарядностью.
В платье императрицы преобладают нежные и светлые жемчужные оттенки, которые прекрасно гармонируют с ее белоснежной кожей и белокурыми волосами, уложенными в замысловатую модную в те времена прическу.
Внимание привлекают два ярких контрастных пятна, которые, однако, не «вылезают» на передний план благодаря использованию художником смягченных, «припыленных» оттенков. Это алая обивка трона в богатой золоченой резной деревянной раме и муаровая орденская лента голубого цвета, перекинутая через плечо государыни. Эти яркие краски и темная массивная драпировка в складках на заднем плане разбивают и дополняют светлые переливчатые оттенки коронационного богатого наряда.
Портрет демонстрирует нам сильную волевую женщину, самим богом выбранную править своей огромной страной.
Задний план также выбран художником крайне удачно. Массивная колонна сразу отбрасывает зрителя в античные времена к римским правителям. Это подтверждается и позированием в профиль.
Художник также мастерки передал дорогие материалы, из которых сшит наряд царицы.
Игра красок хорошо выделяет парчу, шёлк, золотое шитьё. Весьма сложные элементы в художественном написании, и Рокотов смог их передать.
Общую гармонию картины портретист создаёт благодаря умелому использованию припылённых оттенков в платье, наградной ленте по отношению к цвету кожи и волоса. У Екатерины ничего грубо не выходит на передний план. Она подаётся зрителю целиком, и самое интересное, что нам представлен не человек, а его величие.
Портрет демонстрирует нам сильную волевую женщину, самим богом выбранную править своей огромной страной.
Несмотря на все преимущества близости ко двору, Рокотову явно интереснее внутренняя жизнь модели, чем её статусные атрибуты.
Через несколько лет после написания коронационного портрета Екатерины Рокотов по не известным нам мотивам самовольно порывает с Академией, оставляет Петербург и навсегда уезжает в далекую от придворных интриг Москву, чтобы больше не зависеть от изменчивой благосклонности двора и стать первым русским «свободным художником».