С математической точки зрения может показаться, что Герасим у Тургенева был лилипутом, а Тарас Бульба у Гоголя — человеком с самой высокой степенью ожирения. Почему?
Герасим был лилипутом?
Начнём с Герасима. Открываем печально известную повесть «Муму» и ищем описание персонажа:
«Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком».
Каким нам тут же представляется Герасим? Очевидно, это огромный и сильный мужик высокого роста, способный долго и изнурительно работать, одним словом, богатырь. А что видит в тексте математик? «Мужчина двенадцати вершков роста»… Погодите-погодите… Какой же это богатырь?
Вершок — старинная русская мера длины, которая применялась до введения метрической системы. Первоначально она равнялась длине фаланги указательного пальца. Четыре вершка составляли одну пядь, а один вершок был равен 4,445 сантиметра.
Из-за столь малой длины слово «вершок» использовали в иносказательном смысле, поэтому на свет появились всякие фразы вроде «от горшка два вершка», «стоять в двух вершках от гибели», «обыскать каждый вершок». А теперь давайте посчитаем, какой был рост у Герасима, если отталкиваться от описания.
Двенадцать вершков — это 4,445×12 53,34 сантиметра.
Нестыковочка выходит. Не вписывается такой рост в образ крупного во всех смыслах мужчины. Что же мы упустили?
Подобное встречается и в других произведениях:
«Росту в нём без малого девять вершков, лицо белое, одутловатое, украшенное приличным носом и огромными, тщательно закрученными усами; сложенье такое, о котором выражаются: „на одну ладонку посадит, другою прикроет — в результате мокренько будет“; голос густой и зычный; глаза, как водится, свиные».
(М. Е. Салтыков-Щедрин, «Губернские очерки», 1857 г.)
Оказывается, раньше подобная манера описания роста была обычной. По умолчанию считалось, что рост человека всегда больше двух аршин, поэтому их количество в описание включали не всегда. А указывали только количество вершков сверх двух аршин, то есть сверх нормального роста.
— «Рост два аршина пять вершков» — кажется, так; «лицо чистое» — так; «глаза голубые, волосы на голове белокурые, усы и бороду бреет, нос и рот обыкновенные; особая примета: на груди возле левого соска родимое пятно величиною с гривенник»
(М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина», 1889 г.)
Согласно словарю Ушакова, аршин — русская мера длины, равная 0,711 метра. А теперь давайте пересчитаем рост Герасима:
2 аршина + 12 вершков 2×0,711 + 0,5334 1,9554 метра.
Теперь всё сходится, почти двухметровый мужик в тургеневское время легко мог сойти за настоящего богатыря.
Сколько весил Тарас Бульба
Перейдём к следующему герою с поражающими характеристиками. На этот раз дотошного математика удивил бы Гоголь, который так описывает Тараса Бульбу:
«У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст».
Да, герой был очень тяжёл и толст, но двадцать пудов?! На минуточку, пуд — старинная русская мера веса, равная 16,38 килограмма (в некоторых источниках — 16,58 кг). Отсюда и знакомое нам выражение «пуд соли съесть», то есть очень много. Выходит, что Тарас весил ни много на мало 16,38×20 327,6 кг. И как при таком весе герой вообще мог свободно передвигаться и рубить саблей врагов?
Вообще много удивительного можно найти у Гоголя. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» у Ивана Никифоровича были «шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями». В повести «Невский проспект» находим «рот величиной в арку Главного штаба».
Андрей Белый, много лет исследовавший творчество писателя, в книге «Мастерство Гоголя» писал:
«…у Гоголя гипербола выступает из берегов повтора, в котором она рождена, и местами заполняет весь текст; из сплетённых гипербол растет изображаемый быт; и он то ужасен, а то — поэтичен в зависимости от рода гипербол, его строящих».
Выходит, что и в описании Тараса Бульбы Гоголь использует излюбленный художественный приём — гиперболу. Намеренно преувеличивает вес героя для придания образу большей выразительности. И никаких 328 килограммов у Тараса Бульбы не было: какой конь выдержит такую ношу? Разве что Сивка-бурка, который «бежит, земля дрожит, горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает».