Наибольшую известность получил трактат армянского философа-неоплатоника, представителя Александрийской школы неоплатонизма, Давида Анахта «Определения философии». В трактате затрагивается широкий круг философских вопросов: о природе и назначении философского знания, о возможностях человека в познании мира, о роли логики в познавательных процессах и др.
Если есть Бог, то есть также [божественное] провидение, ибо Бог не только создаёт, но и заботится о созданном.
Но если существует провидение, то существует и мудрость, ибо он заботится не безрассудно, а с мудростью.
И если существует мудрость, то существует и стремление к мудрости.
Если существует стремление к мудрости, то существует и любовь к мудрости.
А если есть любовь к мудрости, значит, есть и любомудрие, ибо любовь к мудрости есть не что иное, как философия.
В отношении философии существует шесть подходов-определений:
1. Философия есть не только наука о сущем, но и о сущем как таковом, то есть о природе сущего.
2. [По Платону] Философия есть наука о божественных и человеческих вещах (то есть, философия оперирует крайними или предельными категориями).
3. Философия есть забота о смерти; при этом, смерть понимается здесь не в буквальном смысле, но в логическом, как становление, не пустое и не лишённое назначения, но такое, в котором достигаемая цель, так или иначе, присутствует в каждом моменте.
4. Философия есть уподобление Богу. При этом такое уподобление снова следует понимать логически; то есть, в аспектах общекачественном, разнокачественном, разновидном и символическом; и если философия есть уподобление Богу, то это не есть какое-либо частное уподобление, но самое общее.
5. [По Аристотелю] Философия есть «искусство искусств и наука наук».
При этом, когда мы говорим «наука наук» или «искусство искусств», первая категория в этих двух парах понятий, очевидно, обладает гораздо более общим характером. Геометрия, например, есть тоже наука, фонетика есть тоже наука и т. п., но ни то, ни другое не есть ни «наука наук», ни «искусство искусств».
6. Если философию определяют как «любовь к мудрости», используя этимологию самого термина «философия», что, в таком случае, есть собственно мудрость? Мудрость есть цель самого разума, или истинная наука о сущем, то есть о Боге.
При этом Давид проводит пять различений способности познания: ощущение (всегда только частичное), воображение (частичное знание об отсутствующей вещи), мнение (основанное и не основанное на знании причин), размышление (общее знание, основанное на знании причин) и разум (научное знание).
… Необходимо знать, что душа, хотя и состоит из трёх частей, имея начало разумное, яростное и вожделеющее, ей присущи четыре добродетели — мужество, справедливость, мудрость и рассудительность.
И это правильно, ибо надо каждую часть души украсить свойственной ей добродетелью.
Так, разумную часть украсить мудростью, яростную — мужеством, а вожделеющую — рассудительностью.
Однако каждую часть нужно не только отдельно украсить своей добродетелью, но и установить между ними соответствие и гармонию; именно с этой целью в них всех проникает справедливость, дабы, обозревая не одну только, а все части, соблюдать связь и гармонию.
В отношении сущего существует четыре вопроса-подхода:
Существует ли сущее? Что есть сущее? Какова сущность сущего? Для чего существует сущее?
…Философия имеет целью украсить человеческую душу, а человеческой душе присущи две способности — познавательная и животная.
Поэтому и философия делится на две части — на теоретическую и практическую, дабы посредством теоретической части украсить познавательную силу души, а посредством практической — животную, так как практическая часть философии учит нас не совершать чего-нибудь под влиянием гнева и не вожделеть к чему-нибудь неподобающему.
Необходимо знать, что философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести её из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной.
Необходимо знать, что душа имеет двоякого рода способности: познавательные и животные:
Познавательные — это разум, размышление, ощущение, мнение и воображение, а животные — это воля, избирательное свойство, благорасположение, вожделение и гнев.
И из обоих этих [родов проявления души] некоторые являются разумными, а некоторые — неразумными.
Так, даже среди познавательных способностей души одни являются разумными, другие — неразумными.
Разумными являются разум, размышление, мнение, а неразумными — ощущение, воображение.
И среди животных способностей души одни разумны, а другие неразумны.
Разумными называются воля, избирательное свойство и благорасположение, а неразумными — гнев и вожделение.
Итак, Бог даровал философию для украшения человеческой души.
Её познавательные способности он украсил теоретической философией, а её животные способности — практической, дабы мы через мнение не воспринимали ложного знания и дабы не творили зла.
На Фото: Большой Будда, или Тяньтань Будда – знаменитая бронзовая статуя Будды Шакьямуни. Расположена на возвышенности Нгонг Пинг (520 метров над уровнем моря) на острове Лантау (Гонконг) вблизи монастыря По Линь (в переводе означает "Драгоценный лотос"). Символизирует гармонию в отношениях человека с природой и религией. Важный центр буддизма в Гонконге, а также популярный туристический объект.