НИ ОДИН РУССКИЙ ПЕЙЗАЖИСТ НЕ МОГ ПЕРЕДАТЬ ТРЕВОЖНУЮ НЕЖНОСТЬ НАШЕЙ ПРИРОДЫ ТАК, КАК ЭТОТ ЕВРЕЙ
Неслучайно его самым близким другом был Чехов — эти двое умели видеть в простых вещах нечто такое, что другим было недоступно.
Страстный, картавый, нервный, страшно влюбчивый, — Левитан производил на женщин сильное впечатление.
Некоторое время под его обаянием находилась даже Лика Мизинова, променяв ненадолго великого писателя на не менее великого художника.
Сестра Чехова, Мария Павловна вспоминала: «…Левитану не суждено было жениться.
Вся жизнь его прошла в увлечениях, в метаниях.
Однажды он так запутался в одном романе, героинями которого были мать и дочь, что даже стрелялся.
Антон Павлович ездил тогда в имение, где произошли события, лечить Левитана и прожил у него около недели.
Но Левитана нужно было лечить не столько от раны, сколько от психической подавленности.
В 1955 году на экраны вышел фильм «Попрыгунья», в котором моя подруга Люся Целиковская сыграла одну из лучших своих ролей — Ольгу Дымову. Это была экранизация скандально известного рассказа Чехова, в котором прототипом художника Рябовского был Левитан.
У него был долгий роман со своей ученицей, художницей-дилетанткой Софьей Кувшинниковой, содержательницей артистического салона и женой врача.
Тогда, узнав в любовном треугольнике себя, Левитан -вызвал Чехова на дуэль.
Конечно, Антон Павлович на подобное приглашение не ответил, но отношения у друзей прекратились…
Левитан очень тосковал, но решиться первым на примирение не мог.
Помогла их общая подруга Татьяна Щепкина-Куперник.
Собираясь как-то к Чеховым в Мелихово, она заехала к Левитану.
Тот, узнав, к кому она едет, грустно заметил, как бы ему тоже хотелось по-прежнему ездить в Мелихово.
Щепкина-Куперник сказала, что раз он хочет, то надо ехать и ехать прямо сейчас.
Татьяна Львовна вспоминала: «Левитан заволновался, зажегся… и вдруг решился.
Бросил кисти, вымыл руки, и через несколько часов мы подъезжали к мелиховскому дому. Залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся, кто со мной, — маленькая пауза — и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки
— и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, погоде, о Москве…
будто ничего не случилось»
Был бы жив Чехов — остался бы доволен таким вниманием потомков к его творчеству и такими чудными фильмами по его произведениям. «Дама с собачкой», «Попрыгунья» «Три года» «Анна на шее» «Моя жизнь» «Цветы запоздалые». и т. д.
Что ни фильм — то истинный шедевр!
Но жизнь самих творцов — Чехова, Левитана. куда интереснее и загадочнее их отточенных произведений.