26 апреля 1966 г в 5 часов 23 минуты по местному времени подземная буря ударила по узбекской столице. толчки с магнитудой 5 по шкале Рихтера. по баллам толчки варьировались от 8 до 9 баллов пришлись точно на центр города.
В тот же день в Ташкент прилетел Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев и глава советского правительства Алексей Косыгин с большой группой специалистов из профильных министерств. А уже на следующее утро состоялось большое совещание, на котором было решено бросить все силы на восстановление столицы Узбекской ССР.
Такого масштаба восстановления, как в Ташкенте, история не знала и не знает по сей день.
Потом подсчитают, что было разрушено свыше двух миллионов кв. м жилья, 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 26 коммунальных предприятий, 181 учебное заведение, в том числе школ на 8 тыс. мест, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий. Без крова осталось более 78 тыс. семей, или свыше 300 тыс. человек. В больницы попало около 150 человек, но обошлось без погибших.
На помощь бросилась вся большая страна. Только от простых граждан было собрано более десяти миллионов рублей, чтобы помочь пострадавшим. Первыми в узбекскую столицу пришли четыре строительных поезда из Москвы. Уже в мае они на окраине города развернули 16 военно-строительных отрядов, установили первые сотни сборных домов. И к новому 1967-му все пострадавшие были под крышей, никто не остался на улице под дождем и снегом.
По оргнабору в Ташкент прибыли десятки тысячи строителей со всех концов СССР. Грандиозная стройка стала и школой для узбеков. Молодежь из кишлаков осваивали современные специальности, шла учиться в техникумы и вузы.
После того, как были ликвидированы последствия землетрясения, круглосуточная стройка продолжалась, набирая обороты вплоть до конца 1980-х. Ташкент украсили дворец «Дружбы народов», телебашня, гостиницы «Россия», «Дустлик», «Москва» и «Узбекистан», музей истории, издательство «Шарк», университет, цирк, было пущено красивейшее метро… Достаточно сказать, что группе архитекторов за планировку и застройку центра Ташкента была присуждена Государственная премия СССР.
Ташкент — первый и единственный городом в СССР, где были ликвидированы все бараки и коммунальные квартиры, а большинство улиц стали с односторонним движением. Даже сегодня в двухмиллионном городе нет автомобильных пробок. Потоки машин разгружают сразу две кольцевые трассы — малая и большая вокруг города. Советские проектировщики смотрели далеко вперед!
Именно после 1966-го узбекская столица превратилась в крупный индустриальный и культурный центр Средней Азии, жить в нем было престижно и удобно. Город вобрал в себя культуру разных народов, но в то же время сохранил национальный колорит, который всячески подчеркивался в новостройках.
И еще до недавних пор на многих ташкентских зданиях сохранялись надписи — «Ташкенту от белорусского народа», «Подмосковье — Ташкенту», «Челябинск — Ташкенту», «Алма-Ата — ташкентцам». А жители и гости узбекской столицы любили захаживать в магазины и кафе «Донецк», «Москва», «Белоруссия», «Березка», «Украина», «Киевлянка».
----
Увы, но эти надписи и названия в последние годы незаметно исчезли.