Долг памяти
Испокон веку из поколения в поколение на Руси передавалась традиция почитания воинской доблести
Первыми памятниками на Руси были храмы, часовни и кресты, созданные в благодарность Богу за дарованную победу. После революции, когда Русская православная церковь была подвергнута гонениям, богоборческая власть беспощадно стала уничтожать все культовые сооружения, несмотря на их художественную и историческую ценность.
Пантеон национальной памяти был кардинально изменен: имена многих защитников русской государственности, национальных интересов были забыты, а памятники им уничтожены. Их место заняли иные герои — организаторы и участники бунтов, восстаний и революций.
12 апреля 1918 г. за подписью Ленина, Сталина и Луначарского вышел декрет об уничтожении памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг». Нетрудно догадаться, что под это определение подпадали все памятники, свидетельствующие о торжестве русского духа. Так оказалась стертой память о Русско-турецкой войне 1877−1878 гг., явлении уникальном в мировой истории, когда русский народ, совершив подвиг самопожертвования, с «железом в руке и крестом в душе» освободил братьев по вере от многовекового османского ига.
Сегодня наши соотечественники бывают очень удивлены, когда узнают, что в Болгарии есть около 500 памятников, посвященных русским героям той освободительной войны.
Менялась власть, между Болгарией и Россией разрывались дипломатические отношения, наши страны оказались по разные стороны баррикад в двух мировых войнах, но ни один из этих памятников не был осквернен или разрушен. Характерный пример: с 1907 г. в центре Софии стоит великолепный монумент Александру II, который в историю Болгарии вошел под именем царя-освободителя.
В России до революции 1917 г. было сооружено около трех тысяч памятников Александру II, который провел глубокие преобразования в общественной и хозяйственной жизни страны, отменил крепостное право, был творцом внешнеполитической стратегии и тактики Российской империи, считал войну за освобождение Болгарии нравственной и святой обязанностью России, сам побывал на фронте. Однако, в соответствии с упомянутым декретом 1918 г., все памятники ему были уничтожены.
При этом до сих пор в нескольких городах России есть улицы, названные в честь Д. Каракозова, совершившего 4 апреля 1866 г. первый теракт против Александра II. В 69 городах существуют улицы имени С. Халтурина, устроившего 5 февраля 1880 г. взрыв в Зимнем дворце с целью покушения на Александра II, в результате которого погибли 11 солдат, героев Русско-турецкой войны, 56 человек было ранено. В 25 городах и сегодня есть улицы в честь А. Желябова, организатора убийства Александра II 1 марта 1881 г. Увековечены имена и других террористов: в шести городах — Н. Кибальчича, в пяти — В. Фигнер, в 30 городах — С. Перовской.
Зато был снесен памятник великому князю Николаю Николаевичу-старшему, главнокомандующему Дунайской армии, установленный 12 января 1914 г. в Ново-Манежном сквере Петербурга.
Постамент украшали четыре горельефа. На первом был изображен парад русских войск под стенами Константинополя с портретами участников войны — великого князя Николая Николаевича, цесаревича Александра, великого князя Владимира Александровича, погибшего на фронте герцога С.М. Лейхтенбергского и генерала М.Д. Скобелева. На втором были изображены пять знаменосцев — русский, серб, болгарин и черногорец; на третьем — Плевна, на четвертом — Шипка.
Только в 1930 г. в Петербурге уничтожили Колонну славы, сооруженную в 1886 г. по проекту Д.И. Гримма из 140 трофейных турецких пушек. Была задумка переделать ее в монумент декабристам, поэтому со сносом тянули так долго. Зато уничтожили все шесть памятников легендарному «белому генералу» М.Д. Скобелеву.
После революции одним из первых был разрушен памятник Скобелеву на Тверской улице, который стоял на месте нынешнего памятника Юрию Долгорукому. Все бронзовые фигуры горельефов, украшавших постамент, отправили на переплавку. Долго мучились с высоким гранитным постаментом — взорвать его смогли только с пятой попытки. Родовое имение Скобелева в Рязанской губернии было разграблено и разорено, могила героя осквернена. Склеп неоднократно вскрывали, изъяли все ценности, в довершение всего сняли с останков героя сапоги и шашку. Вместо памятника Скобелеву установили гипсовый памятник советской конституции (его называли «монумент революционной свободе»). Гипс трескался и превращался в пыль, перед войной памятник разобрали.
Часовня-памятник гренадерам-героям Плевны в Москве работы архитектора В.И. Шервуда, построенная на народные деньги, была разорена, превращена в общественный туалет (в таком качестве существовала до середины 1940-х гг.). Вандалы безжалостно переплавили семь бронзовых плит с именами погибших героев — 18 офицеров и 542 солдат. В конце Великой Отечественной войны часовню привели в порядок, но крайне неудачно провели реставрационные работы: из цветной — что очень символично! — она стала черной. В 1993 г. часовня была передана РПЦ и 10 декабря того же года там прошла Божественная литургия с поминовением имен погибших героев.
Недалеко от часовни-памятника гренадерам Плевны была еще одна часовня — во имя иконы Божией Матери Знамение и святого благоверного князя Александра Невского, воздвигнутая на Моисеевской площади (ныне Манежная) в 1883 г. «в память воинов, на брани убиенных во время русско-турецкой войны 1877−1878 гг.».
Имя часовни не случайно: Александр Невский — небесный покровитель императора Александра II, а взятие Плевны пришлось на день празднования иконы Знамение. На торжественном освящении этой часовни был оглашен акт о ее передаче на вечные времена городу Москве с завещанием — хранить память о павших воинах и совершать их поминовение в день взятия Плевны. Часовню уничтожили в 1922 г., снесли также все воинские мемориалы, посвященные освободительной войне.
На торжественном освящении часовни-памятника гренадерам Плевны выступал старший адъютант штаба гренадерского корпуса подполковник И.Я. Сокол, который сказал: «Пусть же этот памятник, воздвигнутый благодарными гренадерами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу России ее верные сыны, когда они воодушевлены святой Православной верой, безграничной любовью к царю и Отечеству». Этот завет хотели скрыть от будущих поколений разрушители памятников героям Освободительной войны. Но не разрушители, а созидатели и защитники российской государственности, готовые на служение общему делу, воины, способные на героический подвиг во имя Отечества, достойны вхождения в пантеон национальной памяти современной России. Имена героев, несомненно, должны занять свое место там.
автор
Решетников Леонид Петрович — генерал-лейтенант Службы внешней разведки в отставке
Статья публикуется в рамках проекта «"Сим победиши!» Российское общество и армия в моменты испытаний", реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Специально для «Столетия»
13.09.2023