Несколько замечательных историй, доказывающих, что у великих музыкантов и с чувством юмора все на высоте.
Однажды выдающийся пианист Владимир Горовиц в ресторане сел за фортепиано и сыграл этюд Шопена. Посетитель спросил его: «Вы где-то учились музыке?»
«Да нет, пацаны показали» — ответил Владимир Самуилович.
***
Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию «Ро… стро… по… вич», сказала ему:
— Ну товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию…
***
Когда Антон Рубинштейн гастролировал в Вене, он столкнулся с очень скупым антрепренером. Переговоры об оплате концертов сильно затягивались, и тогда Рубинштейн заявил:
«Хорошо! Я согласен получить половину обычной суммы, но и играть буду вдвое тише обычного!»
***
В 1953 году Давид Ойстрах был на гастролях в Англии, и посол СССР устроил приём в честь великого музыканта.
В разгар банкета к Ойстраху подошёл советский атташе по культуре, сделал множество комплиментов маэстро, а потом поинтересовался:
«Вы так хорошо играете на скрипке, но я давно хотел спросить, кто вы по профессии?»
Ойстрах чуть не поперхнулся:
«Я — скрипач».
Атташе немного смутился:
«Конечно, конечно. А кто ваш тренер?»
***
Как-то на вечеринке в богатом доме, куда был приглашен Россини, одну даму попросили спеть. Она долго жеманилась, но в конце концов согласилась спеть каватину Розины из «Севильского цирюльника». Прежде чем начать, она обратилась к Россини:
— Ах, маэстро, если бы вы знали, как я боюсь!
— Я тоже, — отозвался Россини.
***
К французскому композитору Морису Равелю постоянно обращался за советом один совершенно бездарный коллега.
— Вот, маэстро, — однажды сказал он, — это мое последнее сочинение!
— О, мосье! — сказал Равель обрадованно. — В таком случае я от души вас поздравляю!
***
Когда Ростроповича и Эмиля Гилельса пригласили на длительные гастроли в США, их, разумеется, отпустили, но без жён. Музыканты обратились к министру культуры СССР Фурцевой с просьбой о разрешении выезда и для их жён.
Фурцева обещала помочь, но попросила написать официальное заявление.
Просьба Гилельса выглядела так:
«Поскольку я страдаю заболеванием печени и нуждаюсь в специальном уходе, а гастроли в США намечены на два с половиной месяца, прошу направить со мной мою жену».
Просьба Ростроповича выглядела совершенно иначе:
«Поскольку я абсолютно здоров и еду в США на два с половиной месяца, прошу разрешить выезд с женой».
Выезд жёнам музыкантов разрешили, но они так и не поняли, чей довод оказался более убедительным для властей.
***
Когда Ростропович стал укрывать на своей даче опального Солженицына, вскоре последовали санкции со стороны властей.
Фурцева вызвала к себе музыканта и в резкой форме заявила:
«Мстислав Леопольдович! Ваша акция идёт вразрез с политикой государства, и мы вынуждены соответственно отреагировать.
За границу посылать не будем, можете гастролировать по стране».
Рoстропович искренне удивился:
«А что, концерты на родине вы считаете наказанием?»
***
Когда Рихард Вагнер приехал в Париж, он встретился там с французским композитором Франсуа Обером.
Во время беседы Обер заметил, что ему понадобилось тридцать лет для того, чтобы понять, что у него нет музыкального таланта.
Вагнер на это улыбнулся:
«И тогда, конечно, вы оставили занятия музыкой».
Обер возразил:
«Ну что вы! Тогда я уже был слишком знаменит для этого!»
***
Когда в СССР развернулась борьба с космополитизмом, известному дирижёру Борису Хайкину предложили сменить фамилию.
Он отказался: «Фамилию менять не стану, но готов на компромисс — согласен заменить вторую букву; тогда моя фамилия будет звучать совсем по-русски».
Публикатор Avraham Berger