Художник воздуха и света
Чтобы подарить миру свои наполненные удивительным светом картины, которые, кажется, передают даже запахи, Камилю Писсарро пришлось провести большую часть жизни в нищете.
Ученик знаменитого французского пейзажиста Камиля Коро, он выработал собственную технику рисования и стал одним из основоположников импрессионизма. Картины Писсарро не понимали, если их и брали на парижские салоны, то вешали куда-то под потолок, и все же герой сегодняшней рубрики «Еврей в истории» отказывался идти на компромиссы и продолжал совершенствоваться в однажды выбранной технике. Изменения в его стиле были связаны с поиском себя, а не с желанием угодить публике. Так, после знакомства с Жоржем Сера Писсарро какое-то время писал в технике пуантилизма, но потом снова вернулся к импрессионизму.
Наследием бескомпромиссного художника стали не только его картины, но и ученики — Поль Сезанн, Винсент Ван Гог и многие другие. Писсарро жил живописью вне зависимости от обстоятельств, свои самые известные картины — виды бульвара Монмартр — он создал, когда из-за болезни глаз больше не смог работать на пленере, художник снимал номера на верхних этажах гостиниц и продолжал писать, отсюда и необычный ракурс. Великий художник родился 193 года назад.
«Работая, я забываю все горести и печали. Я даже просто их не знаю. Страдание подчиняет себе только бездельников».
Камиль был сыном французского еврея, успешно занимавшегося торговлей на Виргинских островах. В 12 лет мальчика отправили учиться в гимназию-интернат в Париж, там он и влюбился в живопись. По возвращении он стал работать у отца клерком, но продолжал писать для себя. Талантливого юношу заметил проезжий художник, и это решило судьбу Писсарро. Он бежал из дома в Венесуэлу, а затем отправился в Париж. На удивление отец решил поддержать сына и выделил ему содержание для обучения в Парижской академии искусств. Но тут юноша женился на бывшей служанке, этого его семья принять не смогла. Так для Писсарро начались годы нищеты, его картины почти не покупали, чтобы хоть как-то прокормить себя, его жена с детьми мастерили и продавали поделки.
Писсарро никогда не опускал руки, он писал и преподавал, даже когда по возвращении из Англии, куда он уехал на время войны, художник обнаружил свой дом под Парижем разгромленным, а картины уничтоженными, он лишь начал работать с удвоенной силой. Писсарро повезло дожить до признания — в начале 1890-х работы импрессионистов наконец начали пользоваться заслуженным успехом. Художник дожил до 73 лет и умер в 1903 году. Сегодня его картины хранятся в лучших музеях мира и уходят на торгах за десятки миллионов долларов.