Место для рекламы

МысливСлух. Шукшинский рассказ «Дебил»

Под моей аудиокнигой «Дебил» я прямо-таки услышал глас вопиющего: «Не уловил смысла рассказа. Может кто объяснить?»
Вряд ли смысл можно объяснить — к нему аккуратно подводят. А кто, как ни писатель, лучше может это сделать?! Может, поэтому все рассказы так притягательны? Ну, а чтобы понять смысл, надо вчитаться, учиться задавать вопросы и на них же искать ответы. Утверждаю это, как педагог, что ли… Нет, я лишь делюсь своей точкой зрения как читатель, но с некоторым педагогическим опытом.
Так вот, хотел «объяснить» смысл рассказа юноше, но меня уже опередили (может, и к лучшему):
«Да не только вы не уловили, — пишет некая женщина. — Я в конце подумала: „А о чём же рассказ?“ А ни о чём. Бестолковая писанина глуповатого злобного мужика, вознесённого неизвестно за какие заслуги».
Это человек высказывается о Василии Макаровиче Шукшине, о народном любимце, из-под пера которого вышли такие шедевры, как «Калина Красная», «Живет такой парень», «Печки-лавочки», исторические романы «Любавины», «Я пришёл дать вам волю» и целые горы самобытных рассказов.
Шукшина любят не только русские, но и народы, приобщенные к русской культуре и русскому языку, языку, как раз-таки объединившего и большие, и малые народы. Такие как Шукшин вносили свой неоценимый вклад в это объединение, а значит, делали его сильным… Разве можно забыть то, что по-настоящему трогало наши советские сердца, роднило русский народ с другими народами: с узбеками, таджиками, казахами, народами Прибалтики и Кавказа, Дальнего Севера итд итд?
Истинно русский человек должен гордиться, что в его культуре был такой писатель, кинорежиссер, сценарист, Артист с большой буквы, как Василий Макарович Шукшин, писатель, который заставлял читателя думать, переживать, сочувствовать… в общем расти душой.
И вот, когда я прочитал высказывание о Шукшине от какой-то безвестной: «.Бестолковая писанина глуповатого злобного мужика, вознесённого неизвестно за какие заслуги», мне стало жутко неприятно, будто моего родного человека облили помоями, обругали… Ох, как мне было не приятно, будто это в мою душу наплевали! Не скрою, мне хотелось плюнуть в лицо этой мерзавке. И как же мне хотелось, чтобы это сделали все честные и добропорядочные люди.
Можно простить юродивому, если бы он кого-то оскорблял незаслуженно, ибо он сам не ведает, что творит и говорит — его можно лишь пожалеть, но, когда грязь льется из уст человека в здравом рассудке и уме в адрес достойной во всех отношениях личности с большой буквы, служащий примером для подражания, то это уже преступление против совести.
Прошу прощения за излишний пафос. Вернемся к рассказу.

Так, о чем же рассказ «Дебил»?
Какой смысл автор хотел донести читателю своим рассказом?
И чему все-таки учит рассказ?

В лучших традициях старой литкритики — Белинского и Добролюбова, авторы пересказывали произведения, прежде чем делать их анализ. Сделаю и я маленький пересказ.
Если совсем вкратце описать рассказ, то он о сельском изгое, Анатолии Яковлеве, слесаре, которого недолюбливало все село, включая и его супругу. (У нас на Востоке говорят, что жена делает мужа. То есть, успех мужа зависит от его жены) Вот как раз Анатолия за глаза и называли Дебилом, а рассказ о нем, о его характере, поведении и взаимоотношениях с односельчанами, и с его главным врагом, — с сельским учителем литературы, с лёгкой подачи которого Анатолия и прозвали Дебилом.
В рассказе есть одна деталь, кстати, очень характеризующая главного героя — Анатолий очень хотел купить себя модную шляпу, что он, в конце концов и осуществил. Он считал, что в шляпе он будет выглядеть солидней, что она придаст ему больше уверенности в себе, что в ней он будет себя вести интеллигентно. В общем, Анатолий хотел быть лучше, чем он себе сам казался. А вот, к примеру, учитель, антагонист Анатолия, мечтавший пройтись по селу полуголым — в одной майке и штанах, но босиком, так и не осуществил своей дикой мечты; учитель все-таки на селе авторитет и, разумеется, он переживал за то, что о нем подумают люди.
Итак, в рассказе мы видим, как бы два мира: мир сельских жителей, которые представлены фоном и выступающие как коллективный антагонист во главе с учителем по отношению к Анатолию Яковлеву, прозванному на себе за глаза «Дебилом».
Шукшин сразу нас вводит в этом мир укоренившегося конфликта между личностью и обществом. Фактически, аналогичную ситуацию, какая приходила с Анатолием на селе, происходит во всех коллективах, включая главным образом учебные заведения. Есть такое социальное явление как «буллинг» (по-старому «остракизм», но остракизм звучит вычурно), представляющее собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Это явление распространяется и на взрослую среду, в частности, сельский буллинг — когда негласно выживают из села того, кто не такой как все. Для начала жертве с легкой подачи главаря «пришивается» неприятное на слух или оскорбляющее человеческое достоинство имя, например, Дебил, Идиот ит.п. Оскорбительное имя становится подобно несмываемому клейму на всю жизнь и человек становится как бы «прокаженным», «неприкасаемым».
Заметьте, в буллинге всегда есть заводила: в нашем случае, школьный учитель. А Анатолия даже жена не поддерживала. Это —мелкое предательство с ее стороны. Это и есть жизнь в одном из своих проявлений, что Шукшин, как хороший рассказчик, показал нам читателям, давая нам пищу для размышлений. Сельское общество во главе с учителем выступает как антагонист главному герою, которого, можно сказать, побаивается. Ведь Анатолий — «…отработал на Севере по вербовке пять лет и два года отсидел за нарушение паспортного режима — он жизнь видел».
И да, вспомните, с чего началась травля и как Анатолий вычислил, кто зачинщик.
Как я думаю, не Анатолий — дебил, скорее, он простодыра, а все те, кто его считал таковым.
А вот это характеризует сельскую среду:
«…Хотелось (Анатолию) купить шляпу! Но… Не то что денег не было, а — не решался. Засмеют деревенские: они нигде не бывали, шляпа им в диковинку».
На селе никто не носил шляп. В те годы шляпы носили либо высокопоставленные, либо городские стиляги. Вот тебе и Анатолий — дебил! И этим он отличался от реальных сельских «дебилов» во главе с сельским учителем — интеллигентом в первом поколении.
Да, через эту шляпу был хорошо прочерчен главный герой и все остальные. И все же Анатолий купил себе шляпу! Мало того, даже поведение его стало иным. А учитель так и не прошелся по селу полуголым и босиком, как он о том мечтал…
Сам рассказ символичен и иносказателен.
Анатолию можно простить его недостатки, ибо он человек прямой, открытый, даже наивный, простодыра. Можно простить грубость его жене (не от хорошей жизни она огрубела!), также простить односельчанам Анатолия — они тоже, как малые дети ведут себя, да и ничего хорошего не видели в жизни… Но! нельзя простить учителю его ехидства и расчётливости, интриганства, мстительности, его мнимой вежливости и искренности, мнимого дружелюбия — все те, качества, которые может проглядеть читатель, находясь на стороне учителя. Нужно помнить, что и Люцифер выполнял роль учителя для прародителей всего человечества, которое до сих пор наступает на одни и те грабли, не учась самому главному — быт в первую очередь человеком.
А если вы, как и все село, осуждаете Анатолия, то попробуйте для начала влезть в шкуру человека, которого с легкой подачи учителя (подчёркиваю «учителя»!) стали называть незаслуженно Дебилом и посмотреть на всё глазами оскорбленного человека, которому было обидно и который понимал, откуда ветер дует. И вот тогда вы увидите кругом фальшь и неустроенность жизни людей, в частности, села, где люди грубы, невежливы, склочники, где учителя занимаются не своими обязанностями, а мелкими интригами, да ловлей рыбки, вместо того чтобы штудировать азы воспитательного дела.
А вообще, чему учит рассказ?!
Чуткости и тактичности. НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ ЛЮДЕЙ, ПОДДЕРЖИВАТЬ, А ТЕМ БОЛЕЕ ОПРАВДЫВАТЬ ТЕХ, КТО ПРИКЛЕИВАЕТ ЛЮДЯМ, А ТЕМ БОЛЕЕ ВЗРОСЛЫМ, ОСКОРБЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВА ПРОЗВИЩА.
И еще рассказ учит тому, что НУЖНО СТАРАТЬСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ С КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЕГО ЯЗЫКЕ, чтобы поменьше было ненужных обид и конфликтов."

Джахангир Абдуллаев
26 августа, 2023 г.

Опубликовал    30 авг 2023
7 комментариев
  • АМ
    1 год назад
    Анатолий, с другой стороны, хочет быть сложнее, чем он есть. Нелепая шляпа, тюремный жаргон, выделанность во всем. Самое важное, как мне кажется, он не тянется к людям, а бежит от них ("В гробу вас всех видел") . Анатолий никого не любит и смеётся над другими людьми. Ему платят тем же - его не любят и смеются над ним.
  • Аватар Джангир
    Антон Ман
    1 год назад
    "В гробу вас всех видел" - это разочарование в односельчанах.
  • АМ
    1 год назад
    Испытывать симпатию по отношению к Анатолию не могу. Он груб, заносчив, упрям, мстителен. Мог Анатолий избежать конфликта с учителем? Да. Зачем было убирать лампочку, которую повесил учитель? Чтобы показать свое превосходство. Анатолий бьёт жену. Дурно дурное об односельчанах. Любуется собой, когда "отбривает" продавщицу в магазине. Он свирепое животное. Обратите внимание, что в конце рассказа он зачерпывает шляпой воду из реки, чтобы напиться. Вот так цивилизованный человек!
  • Аватар Джангир
    Антон Ман
    1 год назад
    Да я это у же слышал, ничего нового. У вас ортодоксальное восприятие действительности. А хуже всего, когда эту историю, рассказанную Шукшиным, притягивают за уши лишь бы навязать свою правоту другим. И я знаю, почему такие как вы на стороне учителя. Потому что вы сами такой как учитель. Да, вы можете мне сказать, что я такой же дебил как Анатолий. Но дело в том, что Анатолий как раз таки и не был таковым. Вот это вы и не хотите признать! Вам же выгоднее его видеть в черном цвете!
  • АМ
    1 год назад
    Об учителем. Мы, читатели, не знаем... кто первым стал называть Анатолия "Дебилом". Глаза у него смеются? Это не значит, что он плохой человек. Мечта учителя - пройти босиком, полуодетым по деревне. Как в детстве. Он стремится стать проще. Обращается к другому человеку за помощью - "вместе, а один я никогда не решусь".
  • Аватар Джангир
    Антон Ман
    1 год назад
    Все указывает на учителя. Вы даже не заметили, как Шукшин описал внешность учителя.
    И знаете, что я еще вам скажу. На этом сайте 99% будут на стороне учителя. Только вот с таким как этот учитель я бы не пошел в разведку, но вот с Анатолем - да!
  • Аватар Алек-Саша
    1 год назад
    Дебилом быть превосходно ! Это превосходство над всеми , даже над самим собой .🤘🏻😂

Похожие цитаты

Хреномысль

Смысл религии в том, что, пока человек не достигнет духовного совершенства, религия, как наставник и вдохновитель на благие дела, необходима. Парадокс же в том, что религия, изобретенная несовершенным человеком, сама несовершенна и подвержена деградации, вначале, деградации ее пастырей (пастухов), а уже потом ее прихожан (паствы). Вот, почему в мире во всех религиях происходят расколы, ибо нет единства даже в ней.

В чем же несовершенство религии?
В самой ее сути!
Религия навязывает людям страх: есть ТОТ, кто все видит и всех может наказать! Однако! Он не только наказывает, но и жалует, впуская благовоспитанную овцу в райские кущи после смерти, утверждая истину, что нет смерти, но есть бессмертие.

Господи, что за жопа это бессмертие!..

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДжангир  10 мар 2021

Ни что так не порождает глупость людей, как их оторванность… От жизни! Для начала же, надо разобраться в смысле жизни. Но, вот, беда — оторванность от жизни не позволяет понять ее смысла.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДжангир  13 окт 2021

Когда мы говорим «женская душа — потемки», нельзя забывать, что этой душой обладает и родная мать. А у матери самая открытая душа. Цените открытые для вас души!

Опубликовал  пиктограмма мужчиныДжангир  17 дек 2022