Под моей аудиокнигой «Дебил» я прямо-таки услышал глас вопиющего: «Не уловил смысла рассказа. Может кто объяснить?»
Вряд ли смысл можно объяснить — к нему аккуратно подводят. А кто, как ни писатель, лучше может это сделать?! Может, поэтому все рассказы так притягательны? Ну, а чтобы понять смысл, надо вчитаться, учиться задавать вопросы и на них же искать ответы. Утверждаю это, как педагог, что ли… Нет, я лишь делюсь своей точкой зрения как читатель, но с некоторым педагогическим опытом.
Так вот, хотел «объяснить» смысл рассказа юноше, но меня уже опередили (может, и к лучшему):
«Да не только вы не уловили, — пишет некая женщина. — Я в конце подумала: „А о чём же рассказ?“ А ни о чём. Бестолковая писанина глуповатого злобного мужика, вознесённого неизвестно за какие заслуги».
Это человек высказывается о Василии Макаровиче Шукшине, о народном любимце, из-под пера которого вышли такие шедевры, как «Калина Красная», «Живет такой парень», «Печки-лавочки», исторические романы «Любавины», «Я пришёл дать вам волю» и целые горы самобытных рассказов.
Шукшина любят не только русские, но и народы, приобщенные к русской культуре и русскому языку, языку, как раз-таки объединившего и большие, и малые народы. Такие как Шукшин вносили свой неоценимый вклад в это объединение, а значит, делали его сильным… Разве можно забыть то, что по-настоящему трогало наши советские сердца, роднило русский народ с другими народами: с узбеками, таджиками, казахами, народами Прибалтики и Кавказа, Дальнего Севера итд итд?
Истинно русский человек должен гордиться, что в его культуре был такой писатель, кинорежиссер, сценарист, Артист с большой буквы, как Василий Макарович Шукшин, писатель, который заставлял читателя думать, переживать, сочувствовать… в общем расти душой.
И вот, когда я прочитал высказывание о Шукшине от какой-то безвестной: «.Бестолковая писанина глуповатого злобного мужика, вознесённого неизвестно за какие заслуги», мне стало жутко неприятно, будто моего родного человека облили помоями, обругали… Ох, как мне было не приятно, будто это в мою душу наплевали! Не скрою, мне хотелось плюнуть в лицо этой мерзавке. И как же мне хотелось, чтобы это сделали все честные и добропорядочные люди.
Можно простить юродивому, если бы он кого-то оскорблял незаслуженно, ибо он сам не ведает, что творит и говорит — его можно лишь пожалеть, но, когда грязь льется из уст человека в здравом рассудке и уме в адрес достойной во всех отношениях личности с большой буквы, служащий примером для подражания, то это уже преступление против совести.
Прошу прощения за излишний пафос. Вернемся к рассказу.
Так, о чем же рассказ «Дебил»?
Какой смысл автор хотел донести читателю своим рассказом?
И чему все-таки учит рассказ?
В лучших традициях старой литкритики — Белинского и Добролюбова, авторы пересказывали произведения, прежде чем делать их анализ. Сделаю и я маленький пересказ.
Если совсем вкратце описать рассказ, то он о сельском изгое, Анатолии Яковлеве, слесаре, которого недолюбливало все село, включая и его супругу. (У нас на Востоке говорят, что жена делает мужа. То есть, успех мужа зависит от его жены) Вот как раз Анатолия за глаза и называли Дебилом, а рассказ о нем, о его характере, поведении и взаимоотношениях с односельчанами, и с его главным врагом, — с сельским учителем литературы, с лёгкой подачи которого Анатолия и прозвали Дебилом.
В рассказе есть одна деталь, кстати, очень характеризующая главного героя — Анатолий очень хотел купить себя модную шляпу, что он, в конце концов и осуществил. Он считал, что в шляпе он будет выглядеть солидней, что она придаст ему больше уверенности в себе, что в ней он будет себя вести интеллигентно. В общем, Анатолий хотел быть лучше, чем он себе сам казался. А вот, к примеру, учитель, антагонист Анатолия, мечтавший пройтись по селу полуголым — в одной майке и штанах, но босиком, так и не осуществил своей дикой мечты; учитель все-таки на селе авторитет и, разумеется, он переживал за то, что о нем подумают люди.
Итак, в рассказе мы видим, как бы два мира: мир сельских жителей, которые представлены фоном и выступающие как коллективный антагонист во главе с учителем по отношению к Анатолию Яковлеву, прозванному на себе за глаза «Дебилом».
Шукшин сразу нас вводит в этом мир укоренившегося конфликта между личностью и обществом. Фактически, аналогичную ситуацию, какая приходила с Анатолием на селе, происходит во всех коллективах, включая главным образом учебные заведения. Есть такое социальное явление как «буллинг» (по-старому «остракизм», но остракизм звучит вычурно), представляющее собой травлю в отношении кого-то из детей со стороны сверстников. Может проявляться как запугивание, издевательства и другие формы агрессивного поведения. Это явление распространяется и на взрослую среду, в частности, сельский буллинг — когда негласно выживают из села того, кто не такой как все. Для начала жертве с легкой подачи главаря «пришивается» неприятное на слух или оскорбляющее человеческое достоинство имя, например, Дебил, Идиот ит.п. Оскорбительное имя становится подобно несмываемому клейму на всю жизнь и человек становится как бы «прокаженным», «неприкасаемым».
Заметьте, в буллинге всегда есть заводила: в нашем случае, школьный учитель. А Анатолия даже жена не поддерживала. Это —мелкое предательство с ее стороны. Это и есть жизнь в одном из своих проявлений, что Шукшин, как хороший рассказчик, показал нам читателям, давая нам пищу для размышлений. Сельское общество во главе с учителем выступает как антагонист главному герою, которого, можно сказать, побаивается. Ведь Анатолий — «…отработал на Севере по вербовке пять лет и два года отсидел за нарушение паспортного режима — он жизнь видел».
И да, вспомните, с чего началась травля и как Анатолий вычислил, кто зачинщик.
Как я думаю, не Анатолий — дебил, скорее, он простодыра, а все те, кто его считал таковым.
А вот это характеризует сельскую среду:
«…Хотелось (Анатолию) купить шляпу! Но… Не то что денег не было, а — не решался. Засмеют деревенские: они нигде не бывали, шляпа им в диковинку».
На селе никто не носил шляп. В те годы шляпы носили либо высокопоставленные, либо городские стиляги. Вот тебе и Анатолий — дебил! И этим он отличался от реальных сельских «дебилов» во главе с сельским учителем — интеллигентом в первом поколении.
Да, через эту шляпу был хорошо прочерчен главный герой и все остальные. И все же Анатолий купил себе шляпу! Мало того, даже поведение его стало иным. А учитель так и не прошелся по селу полуголым и босиком, как он о том мечтал…
Сам рассказ символичен и иносказателен.
Анатолию можно простить его недостатки, ибо он человек прямой, открытый, даже наивный, простодыра. Можно простить грубость его жене (не от хорошей жизни она огрубела!), также простить односельчанам Анатолия — они тоже, как малые дети ведут себя, да и ничего хорошего не видели в жизни… Но! нельзя простить учителю его ехидства и расчётливости, интриганства, мстительности, его мнимой вежливости и искренности, мнимого дружелюбия — все те, качества, которые может проглядеть читатель, находясь на стороне учителя. Нужно помнить, что и Люцифер выполнял роль учителя для прародителей всего человечества, которое до сих пор наступает на одни и те грабли, не учась самому главному — быт в первую очередь человеком.
А если вы, как и все село, осуждаете Анатолия, то попробуйте для начала влезть в шкуру человека, которого с легкой подачи учителя (подчёркиваю «учителя»!) стали называть незаслуженно Дебилом и посмотреть на всё глазами оскорбленного человека, которому было обидно и который понимал, откуда ветер дует. И вот тогда вы увидите кругом фальшь и неустроенность жизни людей, в частности, села, где люди грубы, невежливы, склочники, где учителя занимаются не своими обязанностями, а мелкими интригами, да ловлей рыбки, вместо того чтобы штудировать азы воспитательного дела.
А вообще, чему учит рассказ?!
Чуткости и тактичности. НЕЛЬЗЯ УНИЖАТЬ ЛЮДЕЙ, ПОДДЕРЖИВАТЬ, А ТЕМ БОЛЕЕ ОПРАВДЫВАТЬ ТЕХ, КТО ПРИКЛЕИВАЕТ ЛЮДЯМ, А ТЕМ БОЛЕЕ ВЗРОСЛЫМ, ОСКОРБЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВА ПРОЗВИЩА.
И еще рассказ учит тому, что НУЖНО СТАРАТЬСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ С КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ЕГО ЯЗЫКЕ, чтобы поменьше было ненужных обид и конфликтов."
Джахангир Абдуллаев
26 августа, 2023 г.