Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Верещагин. Апофеоз войны

«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы — религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок», — говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек.

Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило «красивое» описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями.

Благородная заслуга Василия Васильевича Верещагина перед человечеством как раз и заключается в том, что он развенчал эту красивую бравурность действительным показом кровавой сущности войны. Сила его картина была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».

…В середине XIX века Средняя Азия была предметом хищнических вожделений англичан, готовящихся захватить Туркестан. Присоединение его к России избавило эти народы от печальной Участи колониальных рабов Англии, но в то же время русский паризм тоже вел здесь войну. В.В. Верещагин поехал в Туркестан без какого-либо предвзятого отношения к войне. Его интересовали новые страны, новые народы, но вскоре ему пришлось и самому участвовать в войне.

В. В. Верещагин был прапорщиком, «состоявшим при туркестанском генерал-губернаторе, носил штатскую одежду и пользовался свободой действий и передвижений, необходимых для того чтобы зарисовывать и писать увиденное.

До весны 1862 года без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии». Впоследствии все свои туркестанские картины художник объединил в серию, чтобы усилить идейное воздействие на зрителя.

Центральное место среди туркестанских картин В.В. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию «Варвары». Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина «Апофеоз войны».

Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды и в новое время — уже по приказу среднеазиатских ханов.

Однако картина В.В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер.

Полотно «Апофеоз войны» — это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее: мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава — все это части одного сюжета.
Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов Я дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Продолжая эту мысль художника, замечательный русский критик В.В. Стасов писал: «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…

В Туркестане Верещагин насмотрелся на смерть и трупы: но он не огрубел и не притупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами. У него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину и 11 ширину.

Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую в глубь веков историю — и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая Европа — это все то же!»

Опубликовала    22 июл 2023
0 комментариев

Похожие цитаты

Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныvon Wolf  12 янв 2017

А мы скулим, что дескать беды,
что обижает кто-то нас,
а в 41-ом…день ПОБЕДЫ
был так далёк, как в небе Марс.
и как в то время приближали,
тот долгожданный светлый миг,
среди смертей, среди пожарищ,
их поднимал ПОБЕДНЫЙ крик!
Вперед за РОДИНУ, под пули
упорно шли за шагом шаг,
в крови барахтались, тонули,
чтоб пал под ноги им Рейхстаг!

Опубликовала  пиктограмма женщиныЛюдмила Щерблюк  08 мая 2017

О войне

Леониду Быкову (о гибели «Маэстро», о войне и жизни), комментарии.

С «Маэстро» каждый понимал
как не проста войны дорога
тех, кто с улыбкою взлетал
и не надеялся на Бога…)
--
Ну что тут скажешь? Думал я.
У каждого из нас своя дорога.
Затягивает жизни колея
и светлых дней не так уж много…
--
Мы умирали молча на войне.
Молчание страшнее крика.
Молчит в нас то, что не убито,
лишь смерть подобна тишине…

Опубликовал  пиктограмма мужчиныКонстантин Мака  26 ноя 2020