Официальную версию основания Москвы все знают ещё со школьных лет.
Только вот она была не одна и в ней сомневались даже видные историки, тот же Карамзин считал, что истоки происхождения Москвы надо искать глубже, в тех же народных преданиях и сказках.
1. От Юрия Долгорукого
2. От Олега Вещего
3. От библейского Мосоха
4. От Данило Ивановича
Происхождением Москвы занимались и схоласты, духовные авторы, которые для построения своей гипотезы использовали Священное писание.
Так например, Тимофей Каменевич-Рвовский строил свою гипотезу о происхождении России и Москвы от потомков Ноя, и считал что прародителем народа жившего по берегам Москва реки был внук Ноя Мосох. У Мосоха была жена Ква и дети сын Я и дочь Вуза.
Так Каменевич пытался объяснить название рек: Москва и Явуза.
Его версию не принимали всерьез даже его современники жившие в 17 веке, настолько все было притянуто за уши.
По легенде о Мосохе Москва является древнейшим городом мира. Это конечно льстило москвичам, поэтому эта версия переписывалась и оригинальность сюжета не выбрасывались. По этой версии Москве примерно 5160 лет.
Версия об основании Москвы Юрием Долгоруким тоже ничего не объясняет, откуда слово Москва произошло.
Слово Москва приписывали разным народам и сарматам и финно уграм и славянам.
Екатерине II импонировала версия, что Москву основал Вещий Олег.
«Лета 6388 (880г.) Ольг прииде на Москву реку, в я же текут Неглинна да Яуза и постави ту град и наречие Москва»
Все историки эту версию отвергли, посчитав вставкой в старые летописи.
Но Екатерина в 1786 году «дочинила» эту версию в историческую пьесу Начальное управление Олега".
Общее в этих двух версиях только то, что Москва старше чем княжение Юрия Долгорукого
И хотя историки отрицали, что Москву мог основать князь Олег, но не отрицали того, что Москва могла уже существовать до Юрия Долгорукого.
Историк Забелин, считал поселение Москва могло существовать и до Олега Вещего, Олег мог мимо проплывать ещё из Киева в Суздаль или Ростов и видеть поселение.
Есть ещё одно сказание и оно стоит особняком. «Сказание о зачатии царствующего града Москвы и о Крутицкой епархии.»
Если другие сказания хоть как-то опираются на реальных персонажей, то здесь персонаж, как писал Н.М. Карамзин полностью выдуманный. Карамзин считал, что это сказание было создано с целью доказать право епархии на Крутицкое подворье. В 17 веке Никон решил расформировать Крутицкую епархию и выселить Крутицкого владыку из его подворья.
Крутицкое подворье сегодня.
Главный персонаж Сказания и основатель Москвы Данило Иванович. Он добродетельный христианин, строитель церквей и второй после Рюрика. В этом сказании много ошибок в том числе датах. Судя по всему здесь имелся в виду все же московский князь Даниил Александрович, поскольку именно он даровал Крутицы Саровским епископам.
И казалось бы об этой версии надо забыть, но в Историческом музее хранится Хронограф Дорофея Моневмасийского, где перечисляются все четыре версии происхождения Москвы.
1. От Юрия Долгорукого
2. От Олега Вещего
3. От библейского Мосоха
4. От Данило Ивановича. И идёт приписка самого автора, что скорее всего самая правильная версия от Данило Ивановича.
Казалось бы сказочный князь, правда про Крутицкое подворье уже ничего не сказано. Но пересказана сказка о троеглавом звере, которого встретил князь Данило Иванович и отшельника Букалу, который уже жил в этом месте.
Впоследствии этого зверя приписали Юрию Долгорукому.
«И посреде того болота и острова узре князь великий Данило Иванович зверя превелика и пречудна троеглава и красна зело»
Князь стал спрашивать гречанина Василия, что это значит, и Василий ему ответил что будет город на этом месте и царствие треугольное и будут жить в этом городе много людей из разных стран.
Кто такой Василий не объясняется. Говорится только, что он мудр и все знает наперед. Так что навряд ли он мог быть христианином, скорее всего волхв.
Хотя имя греческое и гречанин тоже говорит о том, что он грек.
Вызывает интерес и образ зверя. Его потом все приписали змею Горынычу.
Но в писании говорится, что зверь очень красив.
Когда расшифровали Велесову книгу, комментатор Асов А.И. опубликовал новый фрагмент, где говорилось о основании Москвы.
Смысл описания этого отрывка в том, что на Дунае обитал князь Моск, в конце 6 века он возглавлял радимичей и вятичей. И стали его сильно теснить византийцы.
Убили его брата Радогоста и во время тризны напали и на Моска.
Не всем удалось спастись. И хотя впоследствии Моску удалось отомстить византийцам, стало понятно что те будут постоянно нападать на славян и на совете решено было уйти вслед за другими славянами дальше на восток.
Имя славного Моска упоминается и в сочинениях византийских авторов. Так Феофилакт пишет о неком Моусокии, который был царем у варваров.
Само основание города в Велесовой книге не описывается.
Мог ли сказочный Данило Иванович и князь Моск быть одним и тем же лицом?
В Сказании о Данило Ивановиче очень подробно описывается топонимика места, где они решили основать город.
Лес описывается как очень темный, что говорит о хвойном лесе, там же говорится о болоте очень большом и топком. Но самое большое внимание уделяется все-таки зверю.
Историки стали гадать, что за зверь привиделся князю. Версия о змее была отброшена.
И тут на помощь пришли козули. Козули это пряники или обрядовое печенье, название общее, там и лебеди и овцы, уточки, лошадки и какой то зверь о трёх головах. Козуля была добрым символом пожелания богатства и здоровья хозяевам.
Есть версия, что трехголовая козуля идёт с языческих времён и изображает бога Велеса.
В древних сказаниях сохранился образ Волхва, Волоха, Велеса это жрец, который мог превращаться в зверя.
Говорят, что в Болгарии до сих пор есть маски в народных гуляниях где изображён трехголовый Велес.
Вполне возможно, что Моск вел свой род от Велеса или его богом был Велес.
Все кто переписывали сказание, были христианами, следовательно языческую версию как-то искажали.
Даже при Михаиле Федоровиче запрещали скоморошить и зверьё выпекать, то есть козули выпекать.
Поэтому автор скорее всего перечисляя все сказания, знал больше, но написать не мог и приписал лишь, что сказание о Данило Ивановиче самое правдивое.
То есть Москва была основана до Юрия Долгорукого.
Образ Букалы отшельника тоже очень интересен, но я уже не буду его рассматривать.
И получается, что Москва была основана не в 1152 году, а в 598, когда был поход византийского полководца Приска на Русь, и с которым сражался князь Моск.