vital.lib.tsu.ru›vital/access/services/Download/…
СМ. ИЛЛЮСТРАЦИЮ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Сборник материалов VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых учёных (16−18 апреля 2020 г.)
Произведение Владимира Казакова «Прекрасное зачеркнутое
четверостишие», по словам Сергея Бирюкова, — самое цитируемое
произведение автора [1]. Интерес именно к этой работе Казакова можно
объяснить тем, что оно является примером текста, который допускает
возможность множественного прочтения.
«Прекрасное зачеркнутое четверостишие» представляет собой белый
лист, на котором четыре строчки перечеркнуты рукой несколько раз до
состояния абсолютной нечитабельности. Реципиент имеет возможность
видеть перед собой лишь название и эти строки, актуализируя сразу
несколько вопросов: «С какой целью зачеркнуто стихотворение?»
«Почему оно прекрасно — от того, что зачеркнуто, или оно изначально
считалось прекрасным, до превращения его в нечитаемые строки?».
«Прекрасное зачеркнутое четверостишие» написано в 1969 году.
К этому времени в поэзии сформировалось несколько авангардных
направлений, продолжающих эксперименты начала ХХ века. Казаков
является последователем традиций русского авангарда, в частности,
футуризма. Его ориентирами являлись такие поэты, как Алексей
Крученых, Велимир Хлебников и поэты ОБЭРИУ (Объединение реального искусства).
Характерной особенностью, объединяющей творчество Казакова и его
предшественников-футуристов, является попытка отказа от
традиционных форм поэзии, изобретение новых, выражающееся в том
числе во введении нового графического оформления, звукописи и
словотворчества. Подобные эксперименты демонстрируют интерес, с
одной стороны, к возможностям языка, с другой стороны, к неязыковым
формам в поэзии.
Наиболее радикальные попытки изобретения новых форм поэзии
футуристов находят место в «зауми», где путем словотворчества
создается новый поэтический язык, и в визуальной поэзии. Существуют
примеры совмещения зауми и визуальной поэзии, как в случае с
«Железобетонными поэмами» Василия Каменского.
Визуальная поэзия требует придания стихотворению невербальной
изобразительности. Графическое изображение становится частью
поэтического текста, или же поэтический текст становится частью
изображения. В визуальной поэзии слова перестают быть просто
лингвистическим сообщением и ослабляют свою информативность. Став
частью рисунка или графической схемы, они не описывают, а воплощают
новое содержание [3. С. 13].
«Прекрасное зачеркнутое четверостишие» служит примером
визуальной поэзии, в которой от графического оформления зависит
передача смысловой нагрузки. Однако при этом автор обрамляет свою
работу языковой рамкой, а именно названием, дающим произведению
жанровое определение и эмоциональную характеристику.
В случае с «Прекрасным зачеркнутым четверостишием» реципиент
попадает в ситуацию, когда для понимания ему необходимо не
доконструировать текст, а скорее, разобрать его на части, а именно:
отделить текст от зачеркивания. Реципиент также может предположить,
исходя из наличия названия и последующего зачеркнутого текста, что за
ним должен следовать исправленный вариант четверостишия. Таким
образом, реципиент, сталкиваясь с данным произведением, становится
участником мысленного процесса доработки чернового варианта до
чистового.
В заключение необходимо подчеркнуть, что «Прекрасное зачеркнутое
четверостишие» Владимира Казакова исследователи рассматривают не
только как четверостишие, представляющие феномен визуальной поэзии
и черновой поэтики, но и обращают внимание на его название как пример
моностиха [7]. Эта концепция заслуживает отдельного исследования.
Научный руководитель: А.Н. Губайдуллина, канд. филол, наук, доцент ТГУ.
Литература
1 Суховей Д. Графика современной русской поэзии (Глава 3 Некоторые
проблемы структурирования современного поэтического текста).
15.03.2020
2 Бирюков С. Поэзия русского авангарда. М.: Литературно-издательское
агентство Р. Элинина, 2001 284 с.
3 Бирюков С.Е. Визуальная поэзия в России // Черновик: Альманах
литературный визуальный. 1997 № 12 С. 3037.
4 Бабенко Н.Г. Семантический комплекс «молчание/немота/тишина» в языке
русской поэзии второй половины ХХ века // Балтийский филологический курьер.
2003 № 2 С. 6989.
5 Константинова С.Л. Русский поэтический авангард: XX век: учебно-
методическое пособие к спецкурсу. Псков, 2007 99 с.