Почему у Пушкина русалка на ветвях сидит? Забытый факт о славянских русалках, который многих удивит!
Русалок славяне представляли нагими или одетыми в белую рубаху и с венком на голове, но обязательно с распущенными волосами. Как правило, зелёного цвета. Традиции по отношению к женщинам в этом смысле были непреклонны: незамужняя девица всегда носила косу, вышедшая замуж — две косы, собранные венком. Ходить с распущенными волосами себе никто не позволял.
Русалки же легко могли это делать, причём жили они не обязательно в воде. Согласно славянской мифологии, наткнуться на них было реально и в поле, и в лесу. Эти создания качаются на деревьях, нападают на людей, чтобы защекотать их до смерти, или поджидают путников на берегу реки, расчёсывая свои шикарные волосы.
Заметьте, ни о каком рыбьем хвосте речи не идёт. Потому что в русском фольклоре это атрибут других существ — фараонок, полудев-полурыб. Своё название они получили под влиянием библейского сюжета о затонувших египтянах, войске «фараона лютого», погнавшегося за Моисеем и евреями.
Море сомкнулось над головами египтян, а пострадавшие люди превратились в мифических существ с рыбьим хвостом. Даже коней не обошла эта участь. Девушек, воплощавших привычный нам образ русалки, прозвали фараонками, но отождествлять их с уже имевшейся в фольклоре девицей стали не сразу.
Напротив, в некоторых областях ничего не знали о фараонках. И у Пушкина на ветвях сидит традиционная славянская русалка — девушка с распущенными волосами и без рыбьего хвоста. Взобраться на дерево и расположиться там не составило для неё труда, ведь у нашей русалки есть то, чего не хватает западному аналогу. У неё есть ноги.
Современный образ мифической девы, конечно, далёк от исконных представлений. Зато теперь вы знаете, зачем Александр Сергеевич поместил на дерево магическое существо.
«Русалки», картина А. Шишкина