МРАЧНЫЙ ФАРС ИСТОРИИ. ГРАЖДАНЕ ИЗРАИЛЯ НА УКРАИНЕ С ОРУЖИЕМ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ С БАНДЕРОВЦАМИ — ПРЯМЫМИ НАСЛЕДИНКАМИ ТЕХ, КТО ТЫСЯЧАМИ ИСТРЕБЛЯЛ ЕВРЕЕВ ВО ВРЕМЯ МИРОВОЙ ВОЙНЫ --- «По словам Игаля Левина, бывшего офицера ЦАХАЛа и редактора газеты Focus, который ведет популярный Telegram-канал с анализом войны, в настоящее время на территории Украины воюют около 100 израильтян, в то время как в начале войны их было около 200.
Большинство из них имеют двойное гражданство Израиля и Украины, у них есть родственники и друзья в обеих странах. Однако точные цифры назвать трудно. По оценкам израильско-украинского бойца, находящегося в Украине, который попросил не называть его имени, в настоящее время воюют несколько сотен израильтян-украинцев.
Украинская армия с радостью принимает этих добровольцев, приветствуя их опыт службы в ЦАХАЛе и знание украинского языка. И хотя Израиль не призывает своих граждан ехать воевать в Украину, он не запрещает им это делать.
Этим он отличается от некоторых восточноевропейских государств, таких как Сербия, отмечает исследователь Кацпер Рекавек, постдокторант Центра исследований экстремизма при Университете Осло и автор первого академического исследования об иностранных военных в Украине.
В ряде стран Восточной Европы до сих пор действуют правила, касающиеся участия в боевых действиях за другую страну, и добровольцы-боевики должны получить разрешение на выезд. В некоторых странах это просто формальности без последствий, но в других это может повлечь за собой тюремное заключение.
Рекавек добавляет, что реальное число израильских бойцов придется собирать по нескольким различным бюрократическим инстанциям в Украине, и что некоторые бойцы никогда официально не регистрируются в качестве таковых и поэтому не попадают в систему.
Сегодня для многих израильтян война кажется чем-то далеким и отстраненным. Многие, возможно, даже не знают, что в Украине воюют граждане Израиля.
Анна Жарова, основатель Ассоциации израильских друзей Украины, крупнейшей некоммерческой проукраинской организации в Израиле, говорит, что даже ее организация не знает обо всех гражданах Израиля, погибших на Украине.
«Я думаю, что в некоторых случаях семья не хочет говорить об этом, а в некоторых случаях это так далеко, что не всегда попадает в израильские СМИ, — говорит она. Анна считает, что трудности с тем, чтобы израильские СМИ заинтересовались Украиной, также связаны с тем, что страна сосредоточена на собственном внутреннем кризисе.
Но это не объясняет полностью общую апатичное отношение Израиля к войне.
«Если кто-то [израильтянин] погибает в мотоциклетной аварии в Непале или что-то в этом роде, это попадает в заголовки газет, а израильский солдат, погибший в Украине, — нет. Это ненормально. У меня нет этому объяснения. Это должно быть в заголовках, — говорит Женя Лерер, израильский волонтер, который в настоящее время распределяет в Украине гуманитарную помощь.
Отсутствие интереса общественности может быть связано и с другим. В израильском обществе все еще существуют устойчивые стереотипы в отношении репатриантов из бывшего Советского Союза. В то время как предыдущие волны алии отдавали приоритет модели «плавильного котла», поощряя новых переселенцев отбросить свои корни в пользу израильскости, многие из алии 1990-х годов сохранили свои связи с родными странами и часто на время в них возвращались.
Коренные израильтяне не воспринимают многих из этих репатриантов — из-за их привязанности к культуре и языку своих стран — как людей, полностью интегрировавшихся в израильское общество. Хотя эти «олим» уверенно чувствуют себя со своей многогранной идентичностью, их принадлежность к Израилю часто ставится под сомнение. Иногда на них смотрят свысока, считая их в недостаточной степени «евреями», в связи с распространенным среди русскоязычных репатриантов несоблюдением религиозных обрядов.
Примером других стереотипов может служить недавняя песня израильской поп-звезды Омера Адама о молодой русской женщине, которая любит водку и не умеет говорить на иврите. Он поет: «Откуда она родом/ Она говорит, что иврит — язык трудный/ Весь день только «Ньет» и «Да!».
«Всегда существует разделение между настоящей «саброй» [коренным израильтянином] и русским. Кто такой русский? Неважно, даже если он приехал он из Грузии, он все равно русский», — говорит Левин. Сам он родился в Украине, в Одессе. Он приводит в пример Авигдора Либермана, лидера НДИ, политической партии, которую поддерживают в основном русскоязычные: «Все знают, что он русский, но он не русский Он из Молдовы. Но кто [в Израиле] вообще знает, что такое Молдова?».
Война стала для израильтян — выходцев из Украины моментом кристаллизации. Если раньше они не стали бы поправлять израильтян, называвших их «русскими», то теперь они это делают. Они мобилизовалисвои силы на службу стране, в которой родились, одни как солдаты, другие как волонтеры. Они также провели крупные акции протеста и митинги у здания посольства России в Тель-Авиве.
Пришло время, чтобы больше израильтян узнали историю Резникова и других таких же, как он, погибших в бою и тех, кто все еще сражается за Украину и для кого Израиль и Украина были домом.
Анат Пелед, «ХаАрец»