благодаря братьям Гримм у нее счастливый конец. Если бы они оставили сказку в её первоначальном виде, дети (а может и их родители) не могли бы спокойно уснуть после неё. Так уходила ли красная в туалет? Или нет?
Социально-культурный антрополог Джейми Террани выяснил, что первая версия сказки была найдена в баснях Эзопа, относящихся к VI веку до нашей эры. По его словам, подобный мотив также встречается в старинных сказках, рассказываемых в Китае и на Тайване, только вместо волка в них фигурирует тигр. Во Франции люди рассказывают историю о Красной Шапочке по крайней мере с X века, они же передали её итальянцам, которые с энтузиазмом отредактировали её в нескольких вариантах под названиями «Фальшивая бабушка» или «Бабушкина история».
Но доподлинно неизвестно, рассказывали ли они эти сказки детям. В итальянской средневековой версии бабушку съел не волк, а людоед. Когда в дом зашла ничего не подозревающая Красная Шапочка, злодей угостил её зубами бабушки и убедил её, что это рис. В качестве основного блюда он испек кусок бабушкиного мяса и налил ей стакан крови бабушки, которую выдал за вино. Красная Шапочка всё послушно съела и выпила, а затем приняла приглашение злодея в постель, после чего была съедена, как и её старшая родственница.
Сохранился и вариант, в котором злодей сначала попросил раздеться Красную Шапочку и выбросить одежду в огонь. Некоторые народные рассказчики, видимо, чувствовали жалость к девочке и придумали версию, где Красная Шапочка убеждает людоеда, что «ей срочно нужно отлучиться, чтобы пойти в туалет», и ей удается сбежать.
В сказке 1697 года, написанной французским писателем Шарлем Перро, уже фигурирует волк, и мы не находим здесь счастливого конца. Красная Шапочка не распознает коварство волка, охотно снимает одежду, залезает в постель к фальшивой бабушке, и все… сказочке конец! Сам Перро позже объяснял, что хотел дать молодым девушкам нравственный урок не доверять незнакомым мужчинам, у которых внутри может скрываться кровожадный зверь. Образ волка он воспринимал как аллегорию насильника с гнусными намерениями.
Только братья Гримм добавили в сказку персонажа лесоруба, который спас Красную Шапочку и бабушку, вспоров волку брюхо. Так появилась версия, которую дети могли слушать, не опасаясь получить психологическую травму. По крайней мере, если они не жалеют беднягу волка…