Здравствуйте! Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин провёл пресс-конференцию, на которой обратился к депутатам с просьбой законодательно запретить «передёргивать» классику. Его заявление вызвало бурные споры, многие ругают Соломина за излишний консерватизм и даже «нафталиновость». Среди моих знакомых большинство тоже с ним не согласны, а я почти целиком поддерживаю его позицию
Юрий Мефодьевич Соломин
Предлагаю и нам с вами обсудить его слова. Конечно, я уверен, что никто законодательно запрещать осовременивать классику и ставить режиссёрские версии произведений не станет, но было бы хорошо, если бы режиссёры хоть немного прислушались к Соломину. Вот его цитата:
«У меня большая просьба поддержать меня. Поддержите, пожалуйста, чтобы нашу классику никто не передергивал, даже из именитых режиссеров. Нельзя даже названия ни Островского, ни Гоголя, ни любой классики — возьмите западную, к ней можно посвободнее относиться — нашу классику переименовывать, даже название, нельзя. Это должно быть подсудным делом!»
И я согласен, что коверкание классики — это большая беда нашего искусства. Я думаю, что все эти переосмысления и пошлые фантазии на тему возникают, в основном, от желания выделиться, привлечь внимание или полного нежелания понять и углубиться в оригинальное произведение. Сделать Трёх сестёр Чехова нетрадиционными персонажами легко, да и писать об этом будут, а вот поставить так, чтоб зритель восхитился оригинальным произведением, рыдал над Чеховским текстом в гениальном исполнении актрис — это титанически сложно. Соломин говорит:
«Я категорический противник того, когда на сцене коверкают классические произведения и превращают Аркадину в шл@ху, Раневскую в наркоманку, а Глумова — в человека, который лезет бабам под юбку. Нельзя подминать классику под себя. Надо сначала достичь их масштабов и попытаться понять, что они хотели сказать. Тогда и произведения зазвучат совсем по-другому. Рахманинов, Глинка, Чайковский написали так, как написали, в этом выразилась их личность, их душа. Уважайте их, попробуйте понять, а это не так уж просто! Ставить классику и подминать ее под себя — воля ваша, но это изнасилование, и оно должно караться как уголовное преступление!»
Меня больше всего расстраивает, когда режиссёр опошляет классику, а на афише пишет оригинальное название и автора. Ну возьмите сюжет за основу, напишите свою пьесу, отметьте в афише, мол, это по мотивам, но видение условного Богомолова. А когда зритель приходит на «Ревизор» Гоголя, а видит тюремные нары и слышит отборный мат — тут я согласен с Соломиным — это нужно наказывать
Тут, конечно, есть тонкая грань с цензурой, и многие уже кричат, мол, Соломин хочет цензурировать ведущих режиссёров и запретить им самовыражаться. Да, это сложный вопрос. Его нужно обсуждать. Но главный его посыл — это не запретить осовременивать произведения (перенести действие в наше время — это ещё ладно), а в том, что часто меняются смысл произведений. Извращаются персонажи, их мотивы, посылы, и если, например, школьник посмотрит тюремного Ревизора, то у него полностью изменится восприятие Гоголя. А это страшно.