Вам наверно покажутся эти вопросы глупыми? В Африке конечно. Когда? Когда начали осваивать Америку, Да вот и нет. Рабство началось не с открытием Америки, и даже не с Португалией и Англией, а .. читайте дальше.
— «Как бы то ни было, мы не имеем права делать человека счастливым против его воли», — сказал великий британский аболиционист Уильям Уилберфорс, положивший жизнь на то, чтобы во всех владениях короны не осталось ни одного раба, в 1788 году сказал, что не спорит: жизнь раба в колонии обычно сытнее, здоровее и счастливее, чем-то, что ждало его на родине.
На Руси рабства (в прямом смысле слова) не было до вторжения монгол, в Китае его вообще не было никогда, и в Индии, и в Америке (ни у индейцев, ни у инков, ни у ацтеков). Так где же было рабство? В Др. Греции, в Др. Риме, и в Африке. Ну и южной Азии (Месопотамия, бывш. Персия Афганистан), бл.Восток.
В Индии с её множеством религий рабов просто не могло быть, В Европе с её христианством (ранним) и уж тем более в православной Руси.
— -
Так где же корни рабства? Во временах начала оседлости первых племен, в религии, и особо расцвело оно при распространении мусульманства.
Возьмем конкретные примеры, не понятно, зачем американские бледнолицые империалисты ездили красть рабов в Африку, когда вокруг было полным-полно индейцев.
Или вот, допустим, что касается рабов, которых отпускали на волю. Какой смысл был их отпускать, если любой белый мог схватить любого бесхозного черного и снова его продать?
История рабства оказалась куда сложнее и запутаннее, чем казалось.
Существовала категория «низших людей» в Китае, которые были близки по положению к государственным рабам, в отдельные периоды китайской истории пленных и преступников позволялось продавать в частное рабство. Но большинство императоров боролось с таким положением дел и периодически устраивало полное ощипывание рабовладельцев с дарованием всем рабам относительной воли. В любом случае даже в самые благоприятные для рабовладельцев времена количество формальных рабов в Китае редко достигало 1% населения. А в Японии были рабы.
Похожими на настоящих рабов были корейские ноби, обычно принадлежавшие государству ремесленники и крестьяне, чьи свобода и инициативы во многом ограничивались. Но и у большинства ноби были признаваемые законом права, которых не было у рабов: их положение больше походило на положение крепостных крестьян.
А крепостные крестьяне, даже не государственные, а принадлежавшие помещикам в России, как мы помним, при всей их угнетенности все же были защищены законом от превращения в полноценных рабов
В Древней Индии рабства тоже не было, хотя современные исследователи пытаются объяснить прискорбное отсутствие такого важного института недостаточностью источников и неточностями перевода, указывая на то, что слово «слуги» в древних памятниках вполне может обозначать «рабы».
Может, конечно, и обозначать, но вот свидетельство греческого историка, дипломата и путешественника IV века до нашей эры Мегасфена: «Из нескольких замечательных обычаев, существующих у индийцев, есть один, предписанный их древними философами, который можно считать поистине достойным восхищения: ибо закон предписывает, чтобы никто из них ни при каких обстоятельствах не был рабом» («Индика»).
После перетряхивания всех древних государств мы выясняем, что в реальности рабство родилось и развилось всего в двух постоянно контактировавших и соперничавших цивилизациях — в Египте и Месопотамии.
Обе эти цивилизации похожи в одном: их чрезвычайно плодородные земли очень часто требовали огромного труда многих людей одновременно. Оросительная система Междуречья, все эти бесчисленные искусственные каналы, нуждалась в постоянном уходе и обслуживании. Египет, живший разливами Нила, тоже был ориентирован на то, чтобы в определенные календарные промежутки толпы людей выходили на поля и, покорно повинуясь начальству, отводили воду на дальние земли, препятствовали заболачиванию полей низких, одновременно убирали очень спешно созревший урожай.
Египет и Междуречье никак не могли обойтись без централизованно управляемой касты работников, лишенных права самостоятельного контроля над пашнями, садами и пастбищами. Рабство зародилось именно здесь, оно стало основой социального договора, базой государства. Часть населения превратилась в одушевленные орудия, принадлежавшие как царям, так и чиновникам, воинам, жрецам и просто частным лицам.
И мы видим, как распространялась эта идея. Если Месопотамия заразила рабством Ближний Восток и отчасти Персию, то, видимо, именно египетское влияние стало причиной распространения рабства по Средиземноморью и всей Африке, хотя в самом Египте рабство было практически отменено еще до Птолемея.
После того как Рим пал под натиском весьма свободолюбивых и не нуждавшихся в миллионах рабов германцев и прочих галлов-кельтов-гуннов, знамя европейского рабовладения подхватила Византия: именно на ее рынки гнали большинство наших славянских полонян печенеги с половцами. А сменившие греков турки не сочли нужным полностью избавляться от рабства.
Ислам порицает держать рабами мусульман, и, приняв ислам, при султанах теоретически можно было освободиться от кабалы, но фактически всегда находились способы удерживать даже обасурманившихся невольников.
Так что последние полторы тысячи лет рабство худо-бедно использовалось в исламском мире и медленно, но неуклонно изживалось в Европе, так как даже во времена очень древних греков неэффективность рабского труда и его пагубность на долгой дистанции для государства и общества уже считались общим местом.
«Раб нерадив, не принудь повелением строгим к делу его господин — он сам не возьмется с охотой» (Гомер, «Одиссея»).
Но оставалось на планете и место, где рабство еще долго считалось основным бизнесом, а рабы — главной валютой и основным экспортным товаром. Африка, властители которой поставляли своих подданных в цепях еще фараонам, ассирийцам и царице Савской
По данным, приведенным в рейтинге Глобального индекса рабства (индекс был создан международной группой экспертов по борьбе с рабством и торговлей людьми Walk Free Foundation при содействии Gallup), в 2018 году 9,2 миллиона жителей Африки находились в официальном статусе рабов.
крупными центрами государственного и частного рабовладения. Прежде всего к ним относят Гану (Ашанти), Мали, Мавританию и Сонгайскую империю, которая занимала территории нынешних Нигерии, Нигера и опять-таки Мали. Все эти страны занимались, так сказать, разведением рабов, охотой на них, и в определенные периоды число рабов здесь достигало не менее половины всего населения. Причем если в Мавритании, например, рабовладельцами были практически исключительно арабы, то в той же Гане — чернокожие ашанти и акано, а все прочие племена, жившие под их властью, находились либо в полностью рабском, либо в крепостном состоянии. Рабы во всех этих крупных царствах были основной производительной силой. Они использовались как на земледельческих, так и на строительных работах, и состоятельность ашантийца или мавританца измерялась в количестве принадлежавших ему рабов. В Мавритании, например, рабство окончательно было отменено лишь в 1991 году. Но это официально, а неофициально считается, что не менее 20% мавританцев (и 8% нигерийцев) до сих пор находятся на положении рабов.
В ряде стран Европы рабство законодательно было запрещено еще в Темные века. В католических странах церковь требовала давать свободу рабам, принявшим христианство. Во многих мусульманских странах по этим же причинам часто были востребованы только рабыни, так как «отпуск на волю» мало что менял для запертой в серале женщины.
открытие Нового Света вдохнуло жизнь в международный экспорт рабов с Африканского континента, прежде всего из перечисленных выше крупных рабовладельческих центров.
Земля свободы, не связанная пока законами, не опутанная налогами и инструкциями, не контролируемая толком ни церквями, ни метрополией, — плодородная почва, дававшая урожаи востребованных даров юга, — ждала рабочих рук. Дешевых рабочих рук. И хотя многие правительства Европы принялись спешно штамповать указы и постановления, запрещавшие перевозить на новые территории половину Африки, закон не поспевал за реальностью, ибо контролировать его исполнение было трудно.
Испанцы практически сразу после начала колонизации категорически запретили обращать в рабов местное население, а с XVII века был запрещен и ввоз рабов в большинство испанских колоний.
Англичане, разделавшиеся с рабством еще в 1215 году посредством Хартии вольностей, препятствовали возрождению этого неприятного института так успешно, что лишь 6% всех вывезенных из Африки невольников попало в Северную Америку. Правда, были сделаны поблажки колониям на Карибах, прежде всего Барбадосу и Антигуа, потому что это был центр экономического и военного противостояния Франции и Великобритании и местные плантаторы долго пользовались определенным иммунитетом к британским законам. При этом, разумеется, категорически запрещалось обращать в рабов свободных людей, за это полагалась виселица. Привозить можно было только людей с официальными пожизненными «контрактами», которые быстро научились оформлять африканские работорговые державы.
Проще отнеслись к делу португальцы: в Бразилию было завезено рекордное количество рабов. По некоторым данным, чуть не 60% всех купленных европейцами в Африке невольников осело здесь. Чарльз Дарвин, посетив Бразилию, сообщал, что рабство тут поистине отвратительно, но в конечном счете оно падет и португальцы будут вынуждены смешаться с преобладающим здесь чернокожим населением. Что, в общем, и произошло по заветам великого эволюциониста. Сегодня в Бразилии европейские черты лица и светлая кожа считаются, конечно, признаками вероятной принадлежности к классу богатых и образованных, но в реальности метисизация населения привела к тому, что бразильцы (за исключением представителей некоторых аборигенных племен) ощущают себя единым народом. Расового и национального противостояния здесь по большому счету нет, ибо практически каждый современный бразилец имеет в своих предках и угнетателей, и угнетенных, и победителей, и побежденных.
взяты отрывки из М. Воголжанина