— Даже в идеальном человеке можно найти изъян — к примеру, во мне.
— Федор Иванович, ты хочешь сказать, что ты идеальный человек?!
— Нет, Петруша; я же сказал, что во мне есть изъян. А раз он есть, то какой же я идеальный чел…
— Погоди, Федор Иванович, давай обратимся к простому категорическому силлогизму.
— Давай.
— Так вот, Федор Иванович, согласно твоим суждениям:
Суждение 1: даже в идеальном человеке можно найти изъян…
Суждение 2: … — к примеру, во мне (т.е. в Федоре Ивановиче).
Умозаключение: следовательно, Федор Иванович — идеальный человек, ибо даже в нем можно обнаружить изъян.
— Здесь, Петруша, можно построить еще одно умозаключение, а именно: идеальный человек — это человек, в котором есть один изъян, перевешиваемый многими его достоинствами. И потом, все относительно.
— Как это вы, Федор Иванович, такое умозаключение вывели?
— А так, Петруша: в природе нет ничего идеального, но есть стремление к достижению этого состояния. А вот каким путем это достигается, нам и нужно выяснить. Выше я сказал: «Даже в идеальном человеке можно найти изъян — к примеру, во мне». Все вы — я не имею в виду тебя лично, Петруша, ибо кто как ни ты знает меня лучше остальных — считаете меня идеальным. Разумеется, это не так, ибо и во мне есть изъян. А идеал — это всегда то, что без оного. Например, Бог, Отец наш небесный, — идеал, Он же и Абсолют. Но в природе Абсолюта нет, есть лишь наше стремление к нему. Кто-то ближе к Нему, кто-то дальше от Него. В это и есть относительность. Например, согласно моему образу жизни и отношению к природе и людям, считают, что я ближе всех — но всего лишь ближе, а не на месте Идеала. Ежели я буду себя считать Идеалом, то это, выражаясь на нашем языке, будет гордыней или крайней формой заблуждения. Фактически, Бог нас создал не идеальными. Но почему? Потому, чтобы мы жили в стремлении к Идеалу. А стремление — это уже движение вперед.
— Ах, вон оно в чем дело, Федор Иванович! Теперь, кажется, все становится на свои места…
— Именно, Петруша.
— ТО есть, как я понял, Федор Иванович, люди никогда не станут идеальными?
— Нет, Петруша, не станут, но могут быть ближе к Идеалу. А для этого надо постоянно совершенствовать свой ум и душу, совершая добрые дела…