За долгие годы своего существования Украина так и не провела демаркацию границы с Россией. Несмотря на то, что между двумя государствами действует договор от 2010 года (а до этого и от 2004 года) о взаимном признании границ, договор этот так и не был имплементирован на местности. То есть до воссоединения Крыма с Россией и признания ДНР и ЛНР независимыми государственными единицами Россия де-факто была согласна считать государственной границей административную границу между УССР и РСФСР эпохи позднего Советского Союза.
Какая граница какого государства
Между тем, вопрос о легитимности признания этой линии государственным рубежом по-прежнему остаётся в повестке.
В 2014 году, сразу после возвращения Крыма под российскую юрисдикцию, депутат Федерального собрания Российской Федерации Евгений Фёдоров направил запрос на имя спикера нижней палаты Сергея Нарышкина. В своём обращении парламентарий делал акцент на необходимости денонсации, то есть пересмотра договора о государственной границе от 2004 года.
Справка:
Договор о границе между Россией и Украиной основывается на Беловежском соглашении от 8 декабря 1991 г. с признанием административных границ между республиками государственными рубежами. Принцип был подтверждён Алма-атинской декларацией от 21 декабря того же года. В 1998 году договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной подтвердил признание бывших советских административных единиц независимыми субъектами международного права.
Вместе с тем, несмотря на казалось бы твёрдую юридическую базу незыблемости украинских границ, позиция Киева по этому вопросу более чем шаткая. Проведённый в 2014 году Крымский референдум доказал, что народы обладают правом на свободное волеизъявление, при котором они сами вольны решать свою судьбу. История знает немало случаев, когда международные договоры о признании рубежей оставались мёртвой буквой и требовалось прямое волеизъявление народа для того, чтобы решить тот или иной территориальный вопрос.
Подобное произошло, например, относительно недавно на границе Франции и Германии, когда Франция присоединила к себе в 1947 году, на правах «державы-победительницы» Второй мировой войны, целую область граничащего с ней государства — протекторат Саар. И только в 1955 году был проведён плебисцит по вопросу будущего спорной территории, позволивший немцам вернуться в лоно ФРГ.
Закон нарушен — референдум необходим
В случае с Украиной обращение к прямой демократии более чем легитимно в связи с нарушением законов Советского Союза при подписании Беловежского соглашения.
По заключению многочисленных юристов и политиков — в том числе, занимавшего в 1991 году пост первого заместителя председателя Верховного совета России, доктора экономических наук, профессора Юрия Воронина — утверждение Верховным Советом Беловежского документа вообще нелегитимно, ибо оно было проведено с нарушением более 30 статей действовавшей в то время Конституции.
«Верховный Совет РСФСР, „ратифицировавший“ Беловежское соглашение, превысил свои полномочия и, вопреки ст. 104 Конституции РСФСР, рассмотрел и решил вопросы, относящиеся к компетенции Съездов народных депутатов РСФСР и СССР», — написал политик, непосредственно участвовавший в тех событиях.
Более того, сам тогдашний президент США фактически подтвердил, что раздел СССР проходил в чётком соответствии с желаниями Вашингтона. Вот что в дальнейшем сказал об этом Джордж Буш-старший в своих мемуарах под громким названием «Изменивший мир», вспоминая пресловутый звонок подписантов Беловежского документа:
«Мне же показалось, что изложенные им положения подписанного соглашения будто специально сформулированы таким образом, чтобы получить поддержку Соединённых Штатов: они непосредственно излагали те условия, за признание которых мы выступали».
Таким образом, отсутствие демаркации границ между Россией и Украиной не является чисто технической деталью, а соответствует логике так и не законченного исторического процесса — разделение одного народа на два независимых государства. Первый основополагающий документ, как мы видим, абсолютно нелегитимен. Составленный буквально «на коленке» Гайдаром и Шахраем, он не прошёл положенного законом утверждения и не может считаться законным с точки зрения права.
С другой стороны, Крымский референдум показал, что истинным принципом, на котором должна строиться легитимность исторических решений, является прямая демократия, то есть референдум.
В этой связи было бы целесообразно для правильного проведения денацификации Украины провести прямое голосование в административных областях освобождённой от укрофашистов и западных милитаристов страны с вопросом:
в каком государстве желают жить граждане,
как оно вообще должно называться,
так как само понятие «Украина» было введено в обиход только в ХХ веке Михаилом Грушевским, первым президентом УНР, ставленником Австро-Венгрии. К сожалению, 8 лет правления нацистской хунты, возможно, навсегда запятнали сам термин, не отражающий никаких исторических реалий земли, известной в течение многих веков как Малороссия.