Находившись в тяжелом финансовом положении, Россия 90-х годов попала в руки ядовитой смеси из «эффективных менеджеров» внутри страны и доброхотов-инвесторов с Запада. Прикрываясь благими намерениями с целью привлечения иностранного капитала для поддержания развития страны, они заключали кабальные соглашения, избавиться от которых Россия смогла лишь в прошлом году.
Сегодня поговорим о том, как в 90-е годы Россия отдала на откуп иностранным инвесторам освоение нефтегазовых ресурсов Сахалина и подписала невыгодные для себя Соглашения о разделе продукции (СРП) по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Главным инициатором СРП в России выступал Григорий Явлинский. Он был одним из авторов принятого в 1995 году закона «О соглашениях о разделе продукции», который и стал основой для подписания таких соглашений. Собственно их суть состояла в том, что инвестор освобождался от большинства налогов. Однако нёс все риски и издержки, связанные с реализацией проекта. Расходы же компенсировались за счет полученной продукции, объём которой вычитался из доли государства.
Подписывая эти соглашения, Россия надеялась на получение необходимых инвестиций и новых технологий для освоения нефтегазовых месторождений на Сахалине. Исходя из этого предполагалось, что чем больше инвестируется, тем меньше нужно отдавать.
Однако проведенные аудиты Счетной палаты показали, что менеджеры иностранных компаний-операторов повадились включать в возмещаемые затраты расходы, совсем не связанные с реализацией проекта. Например, на корпоративы, празднование Хэллоуина, покупку подарков, аренду элитного жилья для иностранных топ-менеджеров в Москве и прочее. Материалы и оборудование тоже предпочитали покупать не в России, а привозить из США.
Первое СРП («Сахалин-2») было подписано между Sakhalin Energy (англо-голландская Shell — 55%, японские Mitsui — 25% и Mitsubishi — 20%), Минтопэнерго и администрацией Сахалинской области в июне 1994 года (на год раньше, чем вступил в силу сам закон о СРП). В 2007 году произошло существенное изменение состава собственников. Выкупив у каждого из акционеров 50% их доли в Sakhalin Energy вошёл «Газпром», став, таким образом, его главным акционером.
В июле 1995 года было подписано второе соглашение о разделе продукции по проекту «Сахалин-1». В созданный на основе СРП международный консорциум вошли американский ExxonMobil — 30% (получившего роль оператора), японская SODECO — 30%, индийская ONGC — 20% и «Роснефть» — 20%.
За весь период действия соглашений выручка от реализации углеводородов, добытых в рамках СРП, составила около 160 млрд. В бюджеты всех уровней из этой суммы поступило лишь 47 млрд, то есть менее трети. При этом если бы месторождения разрабатывались на стандартных условиях, государство получило бы в 1,5 раза больше. При среднем уровне налоговой нагрузки нефтяных компаний в порядка 50%, показатель по проектам СРП был примерно 25%.
По условиям соглашений доля России в проектах СРП составила 15% («Сахалин-1»), 10% («Сахалин-2»). Предполагалось, что по мере окупаемости иностранных инвестиций и роста доходности проектов до намеченных уровней будет расти и доля государства в прибыльной продукции. На практике же оказалось, что за десятилетия работы СРП показатель установленной нормы прибыльности не достиг даже минимального уровня (17,5%). В результате чего доля государства так и продолжала находиться на минимальном уровне.
Страдала и Сахалинская область. Сложилась абсурдная ситуация, при которой газовый регион по сути лишился своего же собственного ресурса. Целые районы Южно-Сахалинска так и не газифицированы. А всё потому, что по СРП поставлять газ не было попросту нельзя. Готовность это делать была только для платежеспособных потребителей по европейским ценам.
Зато ожидания иностранных инвесторов более чем оправдались. Например, для ExxonMobil внутренняя норма доходности на «Сахалине-1» превышала 20%, что значительно выше среднего показателя по остальным проектам компании. Совокупный объем выручки с проекта оценивается в порядка 84 млрд, из которых около 25 млрд приходится на ExxonMobil. При этом отдача от проекта для американской компании примерно в 2,5 раза превысила затраты по проекту: при общем размере инвестиций на уровне 36 млрд ExxonMobil вложила 10 млрд.
И даже уйти прилично эти нахлебники не смогли. К примеру, в мае 2022 года добыча нефти на «Сахалине-1» была полностью остановлена. Причина — саботаж работы со стороны ExxonMobil. Итог оказался закономерным. Государство фактически национализировало «Сахалин-1», переведя проект в отечественную юрисдикцию:
В настоящий момент новым оператором проекта стали дочерние предприятия «Роснефти». Ну, а Exxon Mobil заявила о прекращении участия в СРП-проекте и своем полном выходе из России. Поиски претендента на её долю пока продолжаются. Тем временем «Сахалин-1» возобновил добычу и продажу нефти.
Национализирован и «Сахалин-2». Новым оператором проекта стала «Сахалинская Энергия», зарегистрированная в Южно-Сахалинске. Контрольный пакет акций — у «Газпрома». Доля ушедшей Shell тоже пока ждёт своего владельца.
Более того, на Сахалине грядёт масштабный аудит деятельности иностранцев. Его задачей ставится фиксация ущерба, нанесённого России за те долгие годы, в течение которых действовали Соглашения о разделе продукции. По итогу будут определены лица, на которых возлагаются обязательства по его возмещению.
В общем, в прошлом году Россия наконец-то покончила с теми по сути колониальными договорами, которые не имели ничего общего с нашими национальным интересами. Когда в течение многих лет западные нефтегазовые гиганты в буквальном смысле эксплуатировали природные ресурсы нашей страны. И даже ведь уйти достойно не смогли.