Баня по черному - это как раз баня в печи и была.
Баня всегда была местом нечистым. Как бы парадоксально это ни звучало, учитывая, что в неё ходят мыться. Поэтому перед походом в баню обязательно снимали нательный крест. В сознании предков баня была воплощением страхов и опасности. Раньше в бане не только мылись, но и гадали, лечились и даже рожали. И все эти процессы сопровождал страх.
Во время мытья был страх надышаться угаром. Гадания могли обернуться печальным прогнозом на жизнь, что периодически сбывалось, да и в целом магия — опасная штука.
Лечили в бане суровыми и радикальными методами, которые иногда, видимо, приносили облегчение. Иначе не возникла бы поговорка «кто про что, а вшивый про баню». В бане видели спасение от хвори, в том числе и от такой.
Наконец, в бане рожали. О том, насколько это было в те времена опасно для роженицы, говорить не приходится. Новорождённых считали пришедшими из мира мёртвых, а о беременных из-за большого риска говорили: «С брюхом ходить — смерть на вороту носить».
Существовало поверье, что после первых родов в бане появляется злой дух — банник. Вот как о нём писал В. Даль:
«Банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, злой дух, поселяющийся в бане. Пар выживает его временно, а в нетопленной он живет всегда. Он не любит родильниц, которых однако, по тесноте в избе, всегда выводят в баню; но их там нельзя покидать одних».
В том же словаре о работе повитухи сказано так: «Баушка банит или банится — повивает, занята повиваньем новорождённого». Оставлять в бане ребёнка без присмотра было чревато подменой на несуразное существо. От проказника банника можно было ожидать чего угодно!
Если дух не в настроении, то он тебя и кипятком обрызгает, и напустит угара, и нанесёт другие тяжкие повреждения. А то и вообще живым из бани уже не выйдешь… Поэтому банника старались задобрить, оставляя ему чистую воду, мыло и веник.
Зачем посылали в баню
По мнению В. Мокиенко, в основе известного ругательства «Иди в баню!» лежат древние представления о бане. Раз баня — это «нечистое место», связанное с ритуалами, магией, колдовством, то почему бы не послать туда неприятного человека.
Первоначально фраза была пожеланием отправиться к баннику, банному чёрту. То есть пожеланием, используемым для замены другого, которое по каким-либо причинам неудобно или нельзя произносить. Поход в баню был сопряжён с опасностью для жизни, поэтому послать человека в баню — всё равно что пожелать ему всяческого вреда. Пусть идёт, а там уже банник разберётся, что с ним делать. А добра от банника не жди…
Если не было бани в крестьянской семье ее заменяла русская почь.
В «чистый день» печь с утра хорошо протапливали, убирали из горнила уголь и золу, полностью вычищали сажу и копоть.
Затем полностью закрывали трубу, а внутрь ставили чугунок с водой.
Ближе к вечеру начинались банные процедуры: залезали в горнило, благо из-за своих размеров туда обычно могли поместиться два человека, снаружи кто-то из членов семьи закрывал заслонку и начинали париться. Постилали чистой соломы, чистые белые половички, мылись с веником и мочалкой.
А выйдя на крыльцо можно было окатить себя холодной водой и вновь залезть в печь.
Сначала мылись старики, затем хозяин дома. Потом дети. А последними женщины. Поговорка «Поперёк батьки в пекло не лезь», берет свое начало как раз с такого обычая, первым мылся отец, затем остальные члены семьи, в связи с этим в русской печи отверстие для топки делали по ширине плеч, отца, что бы он смог поместиться в отверстие, когда мылся.
После помывки или парки печь протапливали с еловыми или верисковыми ветками.
ПиСи. Мне особо понравилось, что когда парились задвигали заслонку. (что впрочем и логично же). Но сразу как-то вспоминается Баба Яга)))
Источники словарь В. И. Даля; «Большой словарь русских поговорок» Мокиенко, Никитина; «Давайте правильно говорить по-русски!» В. Мокиенко; «Славянские мифы...», А. Баркова, Беречь речь , и не только..