Есть ли в интернете приватность, или Мы все под колпаком у Мюллера
Разбираемся, что о нас знают IT-компании, рекламщики и государства
Соцсети не просто собирают информацию, но анализируют её, классифицируют, делают выводы, и это засекреченная часть, которую они считают своей.
Как они добывают информацию? Часть вы сообщаете добровольно, остальное из вас вытягивают. Есть исследование, что единичный лайк позволяет улучшить таргетирование рекламы в полтора раза. Если вы отметили фотографию сподгузника вы с большей вероятностью заинтересуетесь детским питанием чем если бы вы отреагировали на статью о блёснах.
Анализируются не только конкретные действия, но и намерения. Например, приложения для знакомств могут учитывать время, которое вы разглядывали фотографию очередного одинокого сердца. Есть технология, которая фиксирует движение курсора мыши по экрану, что выдаёт ваши бессознательные намерения.
Вы составляете плей-лист музыки, но по его характеру уже понятно, в каком вы настроении, состоится ли свидание и нужны ли вам презервативы или носовые платки.
Вы устанавливаете приложения на смартфон, но оно требует доступ к вашему микрофону, камере и архиву фотографий. Значит, есть риск, что упомянув в разговоре ключевые слова вроде «хочу купить дом в Сочи», вы получите контекстную рекламу риелторских агентств.
Запущенный недавно флешмоб 10yearschallenge призывал выкладывать фотографии самих себя с разницей в 10 лет — ещё одна бесхитростная попытка научить нейронные сети распознавать лица людей в разном возрасте.
1984
Остался последний шаг до оруэлловской паранойи, ибо мы уже под колпаком, а доносчиком оказался наш лучший друг — смартфон. Но давайте снизим градус напряжённости: пока массивы личных профилей используются преимущественно в таргетировании рекламы, пропагандистских технологиях и тому подобном. Это тревожно, но не смертельно.
Интереснее, что ждёт нас дальше.