Эпикур биография (341 — 270 гг. до н.э.)
Древнегреческий философ. Родился в городе Лампсак. С 306 г. до н.э. жил в Афинах где, оставил философскую школу («Сад» Эпикура). Из его большого наследия (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.
Философия Эпикура
Философия Эпикура разделяется на этику, физику и канонику (учение о познании). В этике он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни — в достижении удовольствий. Удовольствие, по его теории, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке — это страсти и страхи, от которых излечить людей призвана именно философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни — невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.
B его физике вихревое движение атомов заменяется падением, вводится понятие «веса» атомов. Особенно примечательно его учение о произвольном отклонении атомов от падения по прямой, обосновывавшее возникновение миров (число которых бесконечно) и свободу индивида (то есть атома и человека). B борьбе с традиционным для aнтичной натурфилософии понятием рока он доходил до беспрецедентного отрицания точной закономерности небесных явлений. Источником знания признавал ощущения и понятия, рождающиеся из повторения ощущений или их предвосхищения. Критерий истины — соответствие ощущениям, происхождение которых объяснялось демокритовской теорией истечении.
Отвергая представления народной мифологии о богах как нечестивые, считал, что боги ведут блаженное и безмятежное существование в пространствах между мирами («метакосмии», или «интермундии») и не вмешиваются в жизнь миров, являя мудрецам образ для подражания.
Учение Эпикура явилась новым этапом античного атомизма и оказала значительное влияние на позднеантичную и новоевропейскую философию.
Афоризмы Эпикура:
Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным.
Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
Мудрый выбирает себе друга веселого и сговорчивого.
Человек бывает несчастлив или вследствие страха, или вследствие безграничной, вздорной страсти.