Пока вы живы, все кажется важным. Даже разочарование важно, как признание того, что нечто важное для вас не произошло. Итак, жизнь, пока вы проживаете ее, полна важных вещей. С другой стороны, вся Вселенная стремится убедить вас в том, что необходимо избавиться от этого ощущения «важного», потому что все во Вселенной имеет свой конец. Все во Вселенной стремится убедить вас превзойти, трансцендировать свое переживание, и в то же время требует от вас пройти через переживание. Каждый эпизод вашей жизни содержит оба этих требования.
Жизнь совершенно абсурдна. Каждая частица ее ориентирует вас на то или иное переживание, а любое переживание таит в себе призыв к трансценденции, к свободе от переживания. …Просветление — пробуждение от серьезности переживания. Это не отчаяние и не потакание саморазрушительным импульсам. Отчаяние серьезно, и таково же самоубийство. Потакание себе — тоже серьезная вещь, так же как и напряженное усилие, вызывающее стресс, или дисциплина. Серьезны интерес, смерть, секс, пища — все это совершенно серьезно. Все это — стремление выжить, продолжить существование в качестве независимой формы, абсолютно серьезно, но оно и абсурдно, потому что оно должно быть трансцендировано, превзойдено. Просветление означает возвращение к Божественному юмору, к пониманию того, что ничто не является поглощающе необходимым, никакое переживание (а всё является переживанием, так или иначе). Вы можете либо вовлекаться в переживание и повторять его, либо трансцендировать его.
Мы пребываем под властью совершенно абсурдной иллюзии, что существует объективный мир «вне» сознания. В этом нет ни грамма истины. Мир — это модификация сознания и не имеет никакой независимой реальности, никакой заложенной в нем необходимости. Он — только возможность. И то, что сознание творит в терминах возможности, в каждый момент становится драмой серьезности существования. Вы постоянно воображаете, что переживаете вещи, которые объективны, но это не так. Вы не видите объект, каким он есть, — например, эту лампу, находящуюся вверху. Она не тот объект, который вы видите. Что здесь объективного? Это лишь ваша собственная конструкция. Это ваше собственное сознание, модифицированное органами чувств, органами переживания. Это ум сам по себе — он достаточно безвреден, это действительно так, но вы настолько поглощены им, что вы утратили весь свой юмор. Вы утратили свою истинную позицию. Вы более не находитесь в правильном отношении к переживанию.
Правильное отношение к любому переживанию заключается в том, чтобы существовать как сама Сияющая Реальность, в которой явления возникают без необходимости, свободно, с юмором. Неправильное и ложное отношение к переживаемым феноменам — это представление о том, что вы — отдельная личность, отдельное сознание, находящееся среди мира, о котором вы ничего не знаете и который неким образом включает в себя и вас, который объективен по отношению к вам, который отделен от вас.
Духовная жизнь как таковая вообще отсутствует… Существование одухотворяется только тогда, когда любое переживание трансцендируется. До того это просто борьба с импульсами переживания, с угрюмостью переживания, выживание в этом моменте со всеми его частными заботами, мотивами и скрытыми смыслами.