— В конце декабря исполнится 100 лет создания СССР. Что для вас Советский Союз — исторический феномен или некое исторически предопределённое новое состояние Российской империи?
— СССР был органичной и логичной формой существования России, что было очевидно даже для самих большевиков. «Русь советская» называл эту страну Сергей Есенин.
Конечно, СССР был феноменом, и сам по себе советский проект был феноменальным. Но я в советской школе учился и что-то не припомню, чтобы кто-то сомневался из окружающих, что все мы — русские из России.
Классический советский роман Леонида Леонова назывался «Русский лес». Солдаты в Отечественную кричали: «Русские не сдаются!» «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» — сказал один политрук в 41-м. Ну и что тут обсуждать?
— О причинах развала СССР спорят и через тридцать лет после развала советской империи. Кто-то винит во всём Горбачёва, кто-то говорит о предательстве Ельцина. А в чём видите причины краха СССР вы?
— Усталость элиты. Дезориентированность населения. Если говорить о культуре: так называемая русская партия (то есть круг Шолохова и Леонова, почвенники, отчасти Шукшин, отчасти Глазунов), безусловно, проиграла либеральным шестидесятникам — и в литературе, и в кино, и в театре. На тот момент противостояние в культуре имело огромное значение. По сути, шестидесятническая культурная элита утянула страну за собой в перестройку. Основные выгодоприобретатели советского проекта — писатели, художники, режиссёры, имевшие огромные, накачанные всей мощью государства имена и невероятный успех, дружно решили, не сходя с места, переехать в Голливуд, потому что тут им Фурцева мешала творить. Ну и переехали, потеряв страну по дороге.
На самом деле, думаю, всё, в сущности, было поправимо, судя по Китаю или по Кубе, но Господь рассудил иначе, предложив в управление страной последовательно двух чудовищ. Не соразмерного должности и тщеславного Горбачёва. И властолюбивого демона Ельцина.
Значит, по грехам нам.
— Почему Россия так и не встроилась в западную цивилизацию? Мы — принципиально другие? Что такое мировая цивилизация, если есть американская, европейская, азиатская, арабская, китайская, индийская, русская цивилизация — и они очень разные? Что может объединять их в мировую цивилизацию — и нужно ли вообще такое объединение?
— Никакой мировой цивилизации нет.
В европейской цивилизации Россия находится уже даже не с петровских времён, а со времён Ярослава Мудрого, когда он на равных правах породнился с половиной европейских дворов.
Но в силу того, что русские — самая многочисленная белая нация, самая большая, самая сильная и, более того, одна из самых старых европейских стран, нас никогда в этот клуб не примут. Мы слишком большие. Мы пугаем их своей огромностью и, более того, верностью христианской традиции.
— После октября 1917 года нам говорили, что советское государство строится «с нуля» и нам прямая дорога в коммунизм. В начале 90-х опять внушали, что «новая Россия начинается с нуля» и нам прямая дорога в дружную семью «цивилизованных народов». Но можно ли построить государство без прошлого? Это же всё равно что строить дом без фундамента. От каких же истоков надо вести начало государства Российского?
— После октября 1917 года нам не могли говорить «то же самое», это нелепость. В октябре 1917 года Россия восстала против «белого господина», огромного колониального мира, бросила вызов европейским странам, вступила с ними в прямое военное и экономическое противостояние и начала строить принципиально иную культурную и экономическую цивилизацию.
Вся история СССР — это история борьбы против белых колониальных империй, про это даже Путин недавно сказал. Причём весьма успешной борьбы, потому что, так или иначе, СССР, сохраняясь сам, обрушил практически все империи, кроме США.
В 1991 году мы, напротив, самоликвидировались и сдались, решив, что теперь хотим делать «как в Европе».
Удивительно, но даже спустя тридцать лет отдельные россияне не в состоянии осознать, что октябрь 1917-го и декабрь 1991 года — полностью противоположные по смыслу события.
Что до истоков — то и после 1917-го, и после 1991-го Россия спокойно отсчитывала себя от Рюрика. Отдельные кретины, конечно, предлагали начинать летоисчисление со дня рождения Ленина, а в 90-е называли Россию «молодой», так как она рождена в 1991 году, — но мы же не кретинов комментируем. В исторической науке всё оставалось по-прежнему.
Советская Россия, достаточно стремительно преодолев болезни роста, уже в начале 30-х запустила в массовом искусстве масштабные процессы реставрации, начав выпускать один за другим фильмы о Невском, Минине и Пожарском, Кутузове и так далее. На самом деле имперская риторика была взята на вооружение куда раньше — а именно в 1920 году, во время польского похода. С некоторыми эксцессами эта линия и возобладала.
Что до 1991 года, то Ельцин и его младореформаторы сразу же начали изображать из себя дореволюционную аристократию. Выглядело это, признаться, отвратительно, но то, что они тоже помнили об исторической преемственности, — тут отрицать нельзя.