Этот год как никакой иной дал России большие стимулы для активизации работы по созданию новых логистических маршрутов. Причём для нас крайне важно не просто развернуться на Восток, но и оградить себя от потенциального вмешательства Запада. Целью же является выход на огромные и быстрорастущие рынки Азии.
В этом отношении наши задачи полностью совпали с Ираном, сотрудничество с которым во многих отраслях выросло до небывалых высот. Одним из ключевых направлений кооперации является совместное «прорубание окна в Индийский океан» через МТК Север — Юг. Этот маршрут обеспечит нашей стране дешевое и быстрое перемещение товаров через иранские порты. В данном материале рассмотрим «водную часть» проекта.
Итак, строящийся торговый коридор позволит России и Ирану сократить существующие маршруты на тысячи километров. На его северной оконечности находится Азовское море, которое в этом году стало нашим внутренним морем. Оттуда до иранских узлов на Каспийском море тянутся речные, морские и железнодорожные сети. Конечной точкой является Индийский океан.
Какие работы в этом направлении ведутся. Иранские новостные каналы сообщают, что базирующаяся в Тегеране компания IRISL вложила 10 млн долларов в порт на Волге. Целью является двукратное увеличение грузоподъемности порта Солянка в Астрахани.
Вкладывается Иран в новые терминалы и внутри своих границ. С их помощью грузы смогут перегружаться с кораблей на железные дороги, пересекающие страну от Каспийского моря до Персидского залива. Их сеть также постепенно расширяется.
С нашей стороны существенной модернизации требует Волго-Донской канал. Он представляет собой 101-километровый участок искусственных переходов и естественных водохранилищ, соединяющий две реки в их ближайшей точке. Однако в настоящий момент мелкость некоторых участков ограничивает вместимость судов. Обновление канала позволит проходить судам вдвое большего размера.
Кстати, иранское агентство морских новостей сообщает, что Россия разрабатывает правила, которые дадут судам из Ирана право прохода по внутренним водным путям на реках Волга и Дон.
Инвестирует в развитие транспортного коридора и Индия. Так, речь идёт о соединении порта Чабахар (единственный порт Ирана с прямым выходом к открытому морю и Индийскому океану) с сетью поездов дальнего следования.
Итоги работы уже видны. Сообщается, что первая партия русского зерна в 12 млн тонн, направляющаяся в Индию, уже прошла транзитом через Иран.
В общем, Тегеран прочно включается в то, чтобы стать участником российского макрорегиона. Официальные лица Ирана говорят, что они полностью сосредоточены на том, что они называют «восточной осью», — отказываясь от любых планов по восстановлению экономических связей с Европой и вместо этого выполняя ряд торговых и энергетических соглашений с Россией и другими странами Востока.
Для нас преимущества развития всесторонних отношений с Тегераном очевидны. Достаточно лишь того факта, что без Ирана невозможно рассчитывать на устойчивые экономические связи с Индией, которая обладает огромным потенциалом.