Сдача Херсона настолько шокировала русский мир, что все как-то подзабыли про сдачу Харьковщины. И то, и другое договорняк — сейчас это уже ясно. В случае со сдачей Харьковщины этот договорняк был четко привязан к бубновому интересу. Но напомню развитие тогдашних событий. Тогда укры за три дня заняли Купянск и Изюм.
С 1981 через Купянск и Изюм идет самый длинный в мире аммиакопровод Тольятти — Одесса. В 2016 Украина подняла цены на транзит и РФ прекратила прокачку. В 2017 прокачка возобновилась. В 2019 по трубе прокачали рекордное количество аммиака. За полторы недели до начала наступления ВСУ, РФ выводит войска из районов Купянска и Изюма, оставив омон и мобиков.
8 сентября — ВСУ начинают движение.
9 сентября — Путин анонсирует миру много аммиака.
11 сентября — ВСУ занимают Изюм.
12 сентября — ВСУ занимают Купянск.
16 сентября — Зеленский анонсирует обмен пленных.
17 сентября — ВСУ прекращают движение.
19 сентября — генсек ООН заявил о переговорах по аммиаку.
20 сентября — генсек ООН призвал начать транзит аммиака.
21 сентября — обмен пленными.
ВСУ больше не предпринимают наступательных действий. Аммиакопровод никто не бомбил. Его задача — качать удобрения в США. Украина оказывает услуги РФ, РФ платит Украине за транзит.
Все счастливы. Впрочем, Путина, как обычно кинули. Аммиакопровод так и не заработал. Повторилась история со сдачей Киевской, Черниговской и Сумской областей.
Но работа продолжается. Путин на днях заявил, что РФ «готова расширять работу по поставкам удобрений на мировые рынки». Отметив, что работа в этом направлении «идёт успешно, несмотря на искусственные препоны со стороны ряда стран».
В этой связи, российская сторона в рамках зерновой сделки проработает «с генеральным секретарем ООН А. Гутерришем также вопрос возобновления работы аммиакопровода Тольятти — Одесса: поставки по этой артерии были бы выгодны всем сторонам».
По данному продуктопроводу аммиак с ОАО «Тольятти-Азот» (Самарская область), наряду с той же продукцией АО «Минудобрения» из Россоши Воронежской области, поставляется на экспорт через Одесский портовый терминал «ОПЗ». Россия приостановила поставки по данному маршруту с 25 февраля 2022 г.
Протяжённость данной артерии, действующей с 1980 года, — 2420 км, в том числе по российской территории — 1400 км; годовая мощность — до 2,6 млн. тонн: аммиакопровод был запущен на полную мощность ещё в совесткое время — весной 1981-го.
Его маршрут проходит по пяти областям России — Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской. ЛНР и по 3-м — украинским. Экспорт амииака через Одессу осуществлялся, в основном, в США (не менее 50% объёма), во Францию (свыше 15%) и ещё примерно в 20 стран дальнего зарубежья. Российский сектор артерии эксплуатирует ПАО «Трансаммиак», украинский — УГП «Укрхимтрансаммиак».
По договоренностям Кремлем с компанией большого друга страны Советов Арманда Хаммера «Оксидентл петролеум корпорэйшн» (ОРС) в 1973 году, постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 июня 1975 года N2513 было предписано строительство этого самого аммиакопровода: Тольятти — Россошь — Днепропетровск — Григорьевский лиман/Одесса.
Для этого были поставлены с Запада трубы и смежное оборудование, закупленные по льготному кредиту в1975 — 76 гг. от группы финансовых структур США в 210 млн. долларов сроком на 25 лет. Кредит пролоббировала хаммеровская структура OPC.
Аббревиатура означала Occidental Petroleum Company, но в СССР все причастные к сделке называли её обычно куда проще — Отделом рабочего снабжения. Действительно, не просто так Хаммера считали «любимым капиталистом СССР».
Хаммер пролоббировал и контракт по этим поставкам: он был заключен 16 октября 1975 г. с той же ОРС и французской «Антер.епоз» — давним партнером хаммеровской компании. Упомянутый кредит частично был использован для создания «Тольятти-Азота» — завода аммиака и карбамида в Тольятти.
А также — одесского химического терминала «ОПЗ» в Григорьевском лимане. Характерно, что аммиакопровод вступил в действие в начале 80-х годов, несмотря на санкции Запада в связи с вводом советских войск в Афганистан.
Всё в итоге сложилось не в последнюю очередь, потому что, во-первых, советско-российский аммиак поставлялся фактически по бессрочному контракту. И по ценам на 1316% ниже мировых. А во-вторых — эти поставки, наряду с ростом советского импорта зерновых из США, а также Канады и Австралии в 70-х — 80-х, «привязывали» СССР к США и геополитически.
Своего рода, отголосок такой привязки косвенно подтверждён и в упомянутой инициативе Российской Федерации по возобновлению работы аммиакопровода. Но ещё в 80-х, затем в 90-х, начале 2000-х годах и позже профильные российские эксперты предлагали взамен использования этой артерии создать аммиакопровод из Тольятти — через Россошь — к Новороссийску, Калининграду, Тамани, Туапсе или Темрюку.
Причём предлагалось соорудить там же терминалы для экспорта продуктов наливной химии. Проходили неоднократные конференции, общественные слушания по этим проектам, что периодически продолжается и поныне. Но пока суд да дело, трубопровод к Одессе работал до последнего времени вполне исправно.
При этом Украина ежегодно получала от России за транзит аммиака до 100 млн. долларов, а экспортная выручка РФ за экспорт по этому маршруту составляла до 2,4 млрд. долларов в год.
А, например, запланированный российский терминал для экспорта аммиака в порту Тамани — проект начала 2000-х — так и утонул в говорильне. И пока даже не планируется его соединить с российскими производителями аммиака.
Характерно также, что этот и другие аналогичные проекты зачастую сопровождаются протестами со стороны российских экологов, местных защитников окружающей среды. Не исключено, что эти протесты инициированы, скажем так, «адептами» бессрочного транзита российской нефтегазовой и химпродукции именно через Украину.
Ситуация с Таманским химическим терминалом может быть связана и с тем, что, по сообщениям ряда зарубежных СМИ, всё та же американская «Occidental Petroleum» фактически обладает частью собственности в аммиакопроводе Тольятти — Одесса, в том числе в Одесском аммиачном терминале.
И потому она категорически против иных маршрутов для экспорта этого продукта из России. Если это именно так, то цель очевидна: навсегда привязать российский аммиачный транзит и экспорт не только к США, но и к Украине. Чему наверняка поспособствует возобновление работы той же артерии.
Вот и получается, что враждебная Украина, с которой Россия ведет войну, обладает и, скорее всего, будет и впредь обладать транзитом не только российских нефти и газа, поставляемых в Европу. Но гражданин Путин будет и дальше рассуждать о том, как Ленин заложил мины замедленного действия.