Троицкий мост соединяет Марсово поле и Троицкую площадь на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге.
Существует легенда, что заслуженный летчик-испытатель Валерий Чкалов для завоевания сердца своей невесты совершил дерзкий полет под Троицким мостом, едва не коснувшись колесами воды.
Об этом рассказывается в фильме «Валерий Чкалов», на съемках которого в 1940 году летчик Евгений Борисенко пролетел под пролетом 6 раз (6 дублей фильма).
Ни одного документального подтверждения этого пролета нет. Нет и не может быть, т к это миф.
Миф о пролете под мостом родился на съемочной площадке. В 1940 году по заказу «партии и правительства» режиссер Михаил Калатозов стал снимать фильм о трагически погибшем в 1938 году летчике Валерии Чкалове — «гордости советской авиации». Но возникла сценарная неувязка. Нужно было как-то объяснить, почему военный летчик Чкалов на какое-то время стал гражданским человеком. Реальный Чкалов, действительно, в 1928 году был уволен из рядов ВВС (в 1930 году летчика вновь простили и восстановили в воинском звании). Уволен он был за свои обычные «подвиги» — пьянку и дебош. Но в пропагандистском фильме говорить об этом было нельзя.
Калатозов ломал голову над тем, как «обойти» этот щекотливый момент. И вот однажды летчики, консультировавшие фильм, между делом стали вспоминать яркие случаи из истории отечественной авиации. Упомянули они и том, как еще в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом. Калатозов внимательно выслушал их рассказы, и в сценарии появился новый сюжетный ход. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за «лихаческий» пролет под невским мостом. Спасительное решение было найдено.
А вот в Новосибирске это было реальное действие. Причем, это было сделано не на допотопном истребителе И-5, на котором в свои годы летал Чкалов, а на современнейшей для того времени машине. Тем более — реактивной. На истребителе МиГ-17.
Как в кино
14 июня 1965 года лётчик Валентин Привалов на боевом реактивном истребителе МИГ-17 пролетел под Октябрьским мостом через реку Обь — всего лишь в метре над поверхностью воды. Так, он, дескать, повторил знаменитый трюк Валерия Чкалова — пролёт под Троицким мостом над Невой, которого на самом деле не было.
Как это было. Сумасшедший под мостом
К пролёту Привалов готовился. Он якобы даже несколько раз проплыл под мостом и замерил ширину между опорами и высоту от воды до проезжей части. И вот, как пишет множество источников, жарким июньским днём, на глазах у изумлённой публики, над Обью, резко снижая высоту, неожиданно возник самолёт. Он выровнялся над самой водой и пошёл к Коммунальному мосту. Истребитель вошёл в створ центральной арки моста, вынырнул с другой стороны и резко, «свечой», ушёл вверх, уклоняясь от встречи с фермами железнодорожного моста. По словам Константина Голодяева из музея Новосибирска, задача Привалова была далеко не из простых.
«Конечно, условия полёта зависят от многих причин: ветер, масса самолёта, мастерство лётчика. Но, как ни крути, риск огромен во всех случаях — небольшое движение штурвала — и ты уже в опоре моста или в воде, а в нашем случае, надо было ещё грамотно подняться, ведь через 950 метров от Коммунального следующее препятствие — железнодорожный мост через Обь», — поясняет Константин Голодяев.
Кстати, 950 метров на приваловском МИГе — это пять секунд. За этот фортель Привалова хотели отдать под суд, и, пожалуй, правильно бы сделали. Одному богу известно, чем могло закончиться такое лихачество. Но судьбу воздушного хулигана решил тогдашний министр обороны СССР маршал Родион Малиновский. Он простил лётчика, приказав не наказывать его, а «дать отдохнуть». Привалова вновь допустили к полётам и даже из партии не исключили.
Личность. Рождённый летать
Валентин Васильевич Привалов родился в 1935 году в деревне Пятница в 60 километрах от Москвы. С 10-го класса он стал заниматься в московском аэроклубе, а после школы закончил Армавирское лётное училище. В 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. В 1965 году он служил в звании капитана ВВС в Красноярском крае, в Канске, в Новосибирске он был в командировке.
Истинные мотивы отчаянного поступка Привалова по сей день остаются загадкой. Одни говорят, что это был спор, другие — что попытка покорить сердце возлюбленной. Третьи утверждают, что это был протест против «рубок» и сокращений в лётных рядах: хотел, мол, доказать, что высшему руководству не искоренить чкаловских традиций и пилотской лихости.
Так или иначе, но после ЧП, которое прогремело на всю страну, Валентину Привалову удалось избежать наказания. Он дослужился до звания подполковника и должности заместителя командира полка. В 42 года его подвело здоровье, и он перешёл в диспетчерскую службу гражданской авиации. За четверть века он наработал на почётный знак «Отличник воздушного транспорта».
Однако и Привалов был не первым, кто пролетел под мостом на реактивном самолёте. Это сделал шестью годами ранее «безбашенный» американский коллега советского аса.
«Правда, это был не истребитель, а реактивный бомбардировщик „Боинг-47“. Этот хулиганский пролёт совершил успешный, опытный лётчик американских ВВС, 39-летний капитан Джон Лаппо, и произошло это в Мичигане, под висячим мостом Маккинак. Ранним утром 24 апреля 1959 года, тоже возвращаясь на базу после выполнения учебного задания, над озером Мичиган Лаппо снизился до высоты 23 метра и пролетел под новеньким мостом Маккинак. От воды и пролёта моста 60-тонный самолёт отделяло по паре десятков метров. Длина основного пролёта моста Маккинак — 1158 метров, просвет от проезжей части до воды — 50 метров. Для сравнения, ширина пролёта Коммунального моста в Новосибирске — всего 127 метров, а высота — 30 метров. Согласитесь, что это игольное ушко вдесятеро меньше. Но зато у бомбардировщика почти в 4 раза больше размах крыльев —35 метров против 10 МИГовских. Почти на 100 км выше скорость сваливания — 308 км/ч против наших 220230. То есть лететь он должен быстрее, либо упадёт, хотя крейсерная скорость, конечно, в проигрыше. Но кто ж на крейсерной да под мостами летает!»
От тюрьмы капитана Лаппо спасли прежние боевые заслуги и награды. Он отделался выговором и штрафом. Но за штурвал военного самолёта авиахулиган сесть уже не смог, хотя и прослужил в ВВС ещё 13 лет, и ушёл на пенсию в звании подполковника. Удалось отвертеться от сурового наказания и англичанину Алану Поллоку. Его просто уволили. Лётчик Королевских ВВС на истребителе на скорости почти 500 км/час сначала трижды облетел здание Парламента, покружил над мемориалом Королевских ВВС на набережной Виктории и пролетел под верхней частью Тауэрского моста в Лондоне.
И было это через три года после Привалова.
*********
А теперь фишка!
Так пролетал или не пролетал?
ПролеталИ.
ПролеталИ аж 2 раза!
. Но Чкалова среди них не было.
Первым совершил этот виртуозный маневр летом 1916 года морской летчик лейтенант Г. Фриде на самолете М-5. А осенью 1916 года другой морской летчик, лейтенант А. Грузинов, пролетел под всеми невскими мостами сразу! Нельзя не вспомнить легендарного летчика А. Прокофьева-Северского.
В начале 1916 года он на М-9 пролетел под серединой Николаевского моста. При этом еще умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.
**************************
А теперь ФИШКА 2
И вот этого точно никто не ожидал.
Чкалов всё же пролетал под мостом. Но не под тем.
Подробнее читайте дальше.
Чкалов под мостом — история мифа
Появление фейка Под каким мостом пролетел Валерий Чкалов в Ленинграде?
На снимке пролёт самолёта МиГ-17 под Коммунальным мостом в Новосибирске 4 июня 1965 (реконструкция). Ас, лётчик Валентин Привалов получил, за своё воздушное хулиганство, «воспитательный» разговор с маршалом Малиновским, в котором тот пожурил его за «чкаловщину».
А был ли полёт?
Начнём с того, что никто из почитателей Чкалова до сих пор не может назвать точную дату, когда произошло это незабываемое событие. Совершить сей манёвр лётчик мог лишь в 1920-е годы, так как, начиная с 1930 года и вплоть до своей гибели в 1938 году, Чкалов служил в Москве.
Итак, в июне 1924 года только что вышедший из стен авиационного училища лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую истребительную эскадрилью, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Вряд ли ещё неоперившийся лётчик-юнец мог сразу после «учебки» совершить такой пролёт? Значит, 1924 год отпадает.
В последний предновогодний день 1924 года Чкалов знакомится со своей будущей женой Ольгой Ореховой. Впоследствии, отвечая на постоянные расспросы, Ольга Орехова будет непрестанно утверждать, что «при ней Валерий под мостом не летал».
Получается, что спустя всего лишь несколько месяцев после выпуска из училища, Чкалов уже начинает общаться со своей будущей женой, которая однозначно заявляет, что на её памяти никаких полётов под ленинградскими мостами её муж не совершал.
Кроме того, сейчас исследователям стало доступно личное дело Валерия Чкалова. В нём ничего не говорится о совершении Чкаловым такого явно «неуставного» поступка, как пролёт под мостом в центре города. А ведь нарушение дисциплины, действительно, вопиющее — подвергается риску не только дорогостоящий самолёт, но и жизнь самого пилота, а также простых горожан, находящихся на мосту.
Согласно мифу, за эту дерзость Чкалов загремел на гауптвахту. Но вот незадача — все дисциплинарные наказания, а равно и вызвавшие их причины, в личном деле лётчика подробно отражены, но «несанкционированного полёта» среди них нет.
Ни одного свидетеля
Но есть ещё один нюанс. Троицкий мост находится в самом центре Петербурга. Кстати, чкаловская легенда упрямо говорит о пролёте авиатора под Кировским мостом, хотя такое название Троицкий мост получил лишь в 1934 году, когда Чкалов уже давным-давно находился в Москве. В 1920-е годы, когда такой полёт мог состояться, переправа носила название Мост Равенства.
Итак, под мостом можно пролететь только днём. В это время на набережных Невы полно народа. Должно же быть множество очевидцев, но их нет. Ни одного!
Пролёт самолёта под мостом — явление экстраординарное. О таком событии пишут все газеты, очевидцы охотно обсуждают подробности со всеми желающими. В 1940 году ленинградские газеты с восторгом писали о пролётах под Кировским мостом лётчика Евгения Борисенко во время съёмок фильма «Валерий Чкалов». А вот о полёте под мостом Чкалова не написала ни одна ленинградская газета, ни один журнал.
Все имеющиеся в публицистике описания пролёта Чкалова под мостом датированы много позднее 1940 года. То есть, приведены авторами, видевшими aильм «Валерий Чкалов». И все эти описания всего лишь пересказывают кадры из фильма. Ни один из авторов свидетелем того пролёта не был.
Волшебная сила искусства
Миф о пролёте под мостом родился на съёмочной площадке. В 1940 году по заказу «партии и правительства» режиссёр Михаил Калатозов стал снимать фильм о трагически погибшем в 1938 году лётчике Валерии Чкалове — «гордости советской авиации». Но возникла сценарная неувязка. Нужно было как-то объяснить, почему военный лётчик Чкалов на какое-то время стал гражданским человеком. Реальный Чкалов, действительно, в 1928 году был уволен из рядов ВВС (в 1930 году лётчика вновь простили и восстановили в воинском звании). Уволен он был, как вы можете догадаться, за свои обычные «подвиги» — пьянку и дебош. Но в пропагандистском фильме говорить об этом было нельзя.
Кто действительно пролетел под Троицким мостом?
Под Троицким (Кировским) мостом действительно пролетали авиаторы, но Чкалова среди них не было. Первым совершил этот виртуозный манёвр летом 1916 года морской лётчик лейтенант Г. Фриде на самолёте М-5. А осенью 1916 года другой морской лётчик, лейтенант А. Грузинов, пролетел под всеми невскими мостами сразу!
В 1940 году под Кировским мостом пролетел советский лётчик Евгений Борисенко во время съёмок фильма «Валерий Чкалов». Борисенко пролетел под Кировским мостом четыре раза. Два — в первый съёмочный день, два — во второй.
Калатозов ломал голову над тем, как «обойти» этот щекотливый момент. И вот однажды в курилке, лётчики, консультировавшие фильм, между делом стали вспоминать яркие случаи из истории отечественной авиации. Упомянули они и том, как ещё в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом.
Оказавшийся поблизости Калатозов внимательно выслушал их рассказ. И уже на следующий день в сценарии появился новый сюжетный ход. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за «лихаческий» пролёт под невским мостом. Спасительное решение было найдено. Факт увольнения Чкалова из рядов ВВС получил необходимый героический флёр.
На самом деле Чкалов в своей жизни действительно пролетел под мостом. Но мост этот находился не в Ленинграде, а в посёлке Вялка Новгородской области. Вот как об этом вспоминала жена лётчика: «Вылетев из Новгорода, он попал в сложные метеорологические условия. Самолёт обледенел, лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно.
Вдали показался поезд. Нужно было совершать вынужденную посадку. Неожиданно впереди мелькнул мост. Выход один — нырнуть под мост и сесть. Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье они с механиком лежали на земле среди самолётных обломков».
Лётчики отделались царапинами, но по факту аварии самолёта было заведено уголовное дело. В итоге, экипаж оправдали с формулировкой: «Виноваты метеоусловия».
Дебошир и пьяница Чкалов
Валерий Чкалов действительно многократно оказывался на гауптвахте и даже в тюрьме, но вовсе не за лихие виражи. Причиной наказаний были многочисленные пьяные дебоши дерзкого лётчика.
В ноябре 1925 года Валерий Чкалов был осуждён к 1 году лишения свободы за то, что «явился на аэродром в совершенно пьяном состоянии, вследствие чего не только не мог лететь, но и вообще вёл себя недопустимо, кричал, шумел и скандалил».
Часть материала взята из
Журнала: Война и Отечество №3, март 2018 года
Правда я вас удивил? Мир интересен и непредсказуем. И много чего случалось, правда далеко не том виде, в котором мы знаем.