Наивно полагать, что из-под пера профи писательского дела сразу выходят читабельные тексты. Если бы вы видели мои черновики, вы о*уели бы. Офигенность авторского слога и хорошая структурированность текста — это самый нуднейший этап в создании окончательной версии текста или окончательной редактуры.
Основные правила редактирования художественного текста:
1. Отрезай из текста все, что не движет сюжет.
2. Объедините героев, если кто-то лишний.
3. Не мнитесь на месте.
4. Переделывайте сюжет по необходимости.
5. Меняйте фокального персонажа по необходимости.
1. Отрезай из текста все, что не движет сюжет.
Иногда мы вписываем в роман дополнительное повествование, потому что нам кажется, что оно украшает текст. Удалите дополнительное повествование (сюжетную линию), если оно ничего не добавляет в основную историю. Это могут быть также: ненужные красивенькие сцены, байки ради того, чтобы повеселить читателей, лирические воспоминания автора.
2. Объедините героев, если кто-то лишний.
В рассказе у вас есть брат и сестра. Вы можете взять недостатки от одного, а положительные качества от другого героя, и в результате у вас получится новый интересный персонаж. Этим способом можно отсечь лишние сущности, которые путаются под ногами и мешают читателю сфокусироваться на главном.
3. Не мнитесь на месте.
Можно убрать те абзацы, которые не развивают сюжет и ничего не добавляют нашим героям. Речь идет, в первую очередь, о диалогах и действиях. Герой должен постоянно либо расти, либо деградировать: с ним что-то должно происходить как на событийном, так и на эмоциональном уровнях. А все остальное — это «вода».
4. Переделывайте сюжет по необходимости.
Отследите, с какого момента сюжет начинает разваливаться, и попробуйте прописать другое развитие событий. Все очень просто, не зацикливайтесь на том, что не идет, не развивается. Фантазируйте и идея, и сюжетные ходы сами придут.
5. Меняйте фокального персонажа по необходимости.
Фокальный персонаж — это герой, чьими глазами мы смотрим на развитие событий. Если сцена не звучит, попробуйте поменять фокального персонажа, скажем, мы рассматриваем события, с точки зрения Васи, но в данном случае он не является основным участником; эта история — не о нем, и он не может прочувствовать все в полной мере. А вот если показать сцену с точки зрения Коли — того, на кого происходящее влияет намного больше, ваша сцена наполнится эмоциями и зазвучит совсем по-другому.
Итак, редактируя текст, я задаю себе вот такие хреноватенькие вопросы:
1. Определите читабельность произведения по пятибалльной шкале, где пятерка является высшей оценкой читабельности, а единица — самой низшей.
2. Если произведение на единицу ниже высшей, объясните через примеры, что препятствует восприятию и пониманию текста. Также укажите, как текст сделать более восприимчивым для чтения.
3. Определите тип сюжета.
4. Соответствует ли композиция повести сюжету?
5. Видна ли основная идея повести? Или она размыта?
6. Есть ли недостатки в описании персонажей? Не являются ли персонажи искусственными, то есть, ненатуральными, раздутыми, надуманными? Возникает ли желание подражать какому-то из персонажей?
7. Можно ли вывести какую-нибудь мораль из произведения?
8. Каков язык повести? Есть ли недостатки? Есть ли какие-то речевые особенности? Можно ли взять какие-то фразы на вооружение?
9. Учит ли произведение чему-то? можно ли извлечь какие-то уроки из прочтения?
10. Вызывают ли отдельные места повести эстетическое удовольствие?
11. Есть ли такие места в повести, которые напомнили бы события из вашей собственной жизни?
12. Можно ли по произведению определить время основного действия?
13. Можно ли сказать, что по прочтению повести у вас возникало ощущение катарсиса?
14. Были ли в повести смешные места?
15. Были ли места в повести, которые перегружали композицию, нарушая основное сюжет?
16. Соответствует ли эпиграф содержанию и идеи повести?
17. Есть в повести хронологические, сюжетные или композиционные несостыковки?
18. Есть ли в тексте какие-либо языковые и стилистические ошибки? Если есть, укажите.
19. Есть ли ощущение того, что в повести есть лишние персонажи, то есть, персонажи, не влияющие на сюжет? Если есть, то укажите на них. И определите, можно ли свойства лишнего персонажа передать какому-то основному, влияющего на сюжет?
20. Есть ли в повести лишние сюжетные линии, ничего не добавляющие к основной истории, например, лишние красивые сцены, лишние смешные байки, вставленные лишь для того, чтобы повеселить читателей, ненужные лирические воспоминания автора?
21. Есть ли абзацы, которые не развивают сюжет и ничего не добавляют нашим героям? Речь идет, в первую очередь, о диалогах и действиях. Укажите, если есть.
Немного улыбнемся.
Задание 1. Отредактируем «Страшная месть» Гоголя.
Итак, выжмем воду и уберем то, что не двигает сюжет. «Чуден Днепр при тихой погоде…» — чем не вода? Убираем.
Задание 2. Отредактируем «Мертвые души». «И какой русский не любит быстрой езды. Его ли душе…» Как это двигает сюжет? Да никак! Убираем!
Критика такого редактирования
А что тогда остается?
Остается голый скелет романа или повести.
Предлагаемый метод редактирования подходит для сценария фильма «экшн». Там, действительно, все, что не двигает сюжет — лишнее. К тому же в кино мясо на скелет нарастает за счет игры актеров, красавиц и красавцев главных героев, эффектных кадров природы, или погонь и взрывов.
А вот в романе все гораздо сложнее.
Может, мы с вами отредактируем роман Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Сколько же нам придется резать и резать то, что не движет сюжетом! Зато получится отличный киносценарий!